Государственные заказчики подпрограммы | Министерство образования и науки Республики Бурятия Министерство культуры Респу блики Бурятия |
Основные разработчики и исполнители | Министерство образования и науки Республики Бурятия Министерство культуры Республики Бурятия |
Цели и задачи подпрограммы | создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их ранней профессиональной ориентации |
Перечень мероприятий подпрограммы | развитие и поддержка сети организаций по работе с одаренными детьми; |
Объемы и источники финан сирования | общий объем затрат на реализацию подпрограммы за счет средств республиканского бюджета - 82,257 млн.руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | Целевая поддержка и развитие 9 учреждений культуры и образования, работающих с одаренными детьми; |
Сложившаяся социально-экономическая, демографическая, в т.ч. миграционная ситуация в республике требует притока во все структуры народного хозяйства наиболее одаренных, творчески мыслящих и активных людей. Выявление, поддержка и развитие одаренных детей должны осуществляться системно на всех ступенях их развития.
Опыт реализации подпрограммы "Одаренные дети" в 2001-2003 гг. показал, что основные направления и механизм реализации мероприятий определены правильно, они отражают реальные проблемы, способствуют их поэтапному решению.
В ходе реализации подпрограммы наметились положительные тенденции. Расширился круг участников республиканских конкурсов и выставок художественных работ детского творчества, охватывающий свыше 1000 учащихся в год, увеличилось число персональных выставок учащихся и студентов учебных заведений культуры и искусства. Принимались меры по укреплению материально-технической базы ведущих учреждений - экспериментальных площадок. Статус Федеральной экспериментальной площадки присвоен музыкально-гуманитарному лицею им. Д.Аюшеева г.Улан-Удэ.
Заметнее становятся успехи учащихся учебных заведений республики на международных и Всероссийских фестивалях и конкурсах, в 2002 году получены 2 стипендии Президента Российской Федерации В.В.Путина. Разработана система поддержки одаренных детей из районов посредством присуждения республиканских стипендий.
Сформированы основы системного подхода в работе по повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Вместе с тем продолжают оставаться проблемы, которые необходимо решить на новом этапе реализации подпрограммы "Одаренные дети".
Более 10 лет специализированная детская школа искусств является начальным звеном по выявлению музыкально одаренных детей и их дальнейшей профессиональной подготовке. Из-за отсутствия интерната школа не имеет возможности производить набор одаренных детей из сельской местности.
Республиканский эколого-биологический центр функционирует в ветхих, не приспособленных зданиях, введенных в строй в 1951 г. В 23 детских объединениях центра проводятся занятия по эколого-биологическому направлению с 1294 учащимися. Существующий зооуголок не отвечает требованиям для проведения зоологических наблюдений и исследовательской деятельности учащихся, для специализированных классов лаборатории зооживотноводства необходимо строительство мини-зоопарка.
Изменения в системе жизнедеятельности воспитания и развития одаренных детей требуют разработки новых методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих с данной категорией детей.
Перечень мероприятий подпрограммы предусматривает решение конкретных задач по создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение.
Предусматривается развитие и поддержка 8 учреждений, внедряющих и использующих новые технологии, формы и методы работы с одаренными детьми, дальнейшее внедрение инновационных моделей республиканских учреждений для одаренных детей.
Ежегодное проведение и участие в мероприятиях федерального и регионального уровней поможет раскрытию способностей, демонстрации достижений 1,2 тысяч детей. Учреждение республиканских стипендий обеспечит адресную поддержку 30 талантливых детей.
Осуществление информационного и организационного обеспечения мероприятий, разработка и издание методических пособий по работе с одаренными детьми, проведение конкурса образовательных программ направлены на создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми в республике.
Строительство интерната при специализированной детской школе искусств даст возможность ежегодно обучаться 100 музыкально одаренным, талантливым детям из сельской местности.
Реконструкция зообазы Республиканского эколого-биологического центра расширит возможности увлеченных детей для проведения зоологических наблюдений и исследовательской деятельности по эколого-биологическому направлению. В специализированных классах лаборатории зооживотноводства получат допрофессиональные навыки 1294 учащихся.