Действующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2010-2012 ГОДЫ

Основные туроператоры Республики Бурятия


N

Название фирмы

Доля на рынке туристических услуг, %

1

"ЖАССО Тур"

9,6

2

"Трио - Импэкс"

8,7

3

"БурятИнтур"

6,0

4

"Морин тур"

5,1

5

"Чистый Байкал"

3,7

6

"Спутник-Бурятия"

2,7

7

"Байкал Наран - тур"

2,2

8

"Русский мир"

2,0

9

"Сибирь-Тур"

2,0

10

"Туристическое агентство "Байкал-Интур"

2,0

11

"ЭкоЛенд"

0,7

12

"Сибирский кедр"

0,6

другие  туроператоры

7,2

турагентства

47,5

Основными факторами, препятствующими развитию конкурентной среды в сфере туризма Бурятии, являются:

- инфраструктурные ограничения для развития объектов индустрии туризма и отдыха;

- отсутствие развитой информационной среды;

- нехватка квалифицированного персонала;

- неудовлетворительное состояние подавляющей части историко-культурных памятников;

- комплекс проблем, связанных с благоустройством туристско-рекреационных территорий.

Задачами развития конкурентной среды в сфере туризма являются:

- создание условий для формирования туристско-рекреационных зон с развитой инфраструктурой, обеспеченных системой государственной поддержки развития (налоговые льготы и др.), что позволяет привлечь на рынок дополнительные инвестиции;

- стимулирование развития предпринимательской инициативы в создании и диверсификации туристического продукта, формировании инновационных проектов по развитию перспективных видов туризма, материально-технической базы и инфраструктуры туризма;

- поддержка развития системы подготовки кадров в сфере туризма;

- содействие рекламно-информационному продвижению турпродукта Бурятии на туристских рынках (организация участия субъектов туристической деятельности в выездных профессиональных выставочных мероприятиях, проведение ежегодной выставки-ярмарки "Туризм и отдых в Бурятии" в г.Улан-Удэ, поддержка официального туристского сайта, издание рекламно-информационной продукции и др.);

- оказание государственной поддержки развития сферы туризма республики посредством субсидирования субъектов малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета.

1.1.10. Анализ и оценка конкурентной среды в сфере образования

В системе образования Республики Бурятия функционируют 440 детских дошкольных учреждений, которые посещают более 37,6тыс. детей. Для современного состояния дошкольного образования республики характерна диспропорция в его развитии: увеличивается численность детского населения, рост новых микрорайонов с неразвитой инфраструктурой, сокращается количество детских садов и, соответственно, растет очередность по устройству детей в детские дошкольные образовательные учреждения. В республике 55% детей от общего количества детей дошкольного возраста охвачено дошкольным образованием (показатель 2008 г. - 51%).

В решении данной проблемы в значительной мере способствует развитие конкуренции в этой сфере между организациями различных организационно-правовых форм.

В республике принимаются определенные меры по развитию конкурентной среды сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Так, наряду с детскими садами, дошкольные образовательные услуги оказывают ряд общеобразовательных учреждений, 2 негосударственных (частных) дошкольных учреждения (детский сад "Престиж" и детский сад "Бибигон"). Услуги по реализации программ развития детей дошкольного возраста в режиме кратковременного пребывания оказывают негосударственные образовательные учреждения г. Улан - Удэ: центр раннего развития детей "Умница", центр развития ребенка "Киндер +", центры дошкольного образования "Ласточка", "Надежда" и др. 4 дошкольных образовательных учреждения (Кабанский район - 2 ДОУ, Заиграевский район - 1 ДОУ, Баунтовский район - 1 ДОУ) и 5 образовательных учреждений г. Улан - Удэ, реализующие программы дошкольного образования, перешли в 2009 году в режим автономного учреждения. Завершается подготовка документов для перевода ещё четырех дошкольных образовательных учреждений в новые организационно - правовые формы (Заиграевский, Кабанский районы). Продолжается работа по внедрению новых форм дошкольного образования: открываются группы кратковременного пребывания детей, группы по предшкольной подготовке при разных видах образовательных учреждений.

Начинает развиваться сеть филиалов дошкольных образовательных учреждений на базе общеобразовательных школ (г. Улан - Удэ, Муйский район).

В 2010 г. в г. Улан - Удэ предполагается создание десяти семейных групп как новой формы охвата детей услугами дошкольного образования, что позволит расширить перечень предоставляемых населению услуг, обеспечить женщине - матери возможность работать в качестве семейного воспитателя и увеличить количество детей, охваченных услугами дошкольного образования.

Воспитание и дополнительное образование детей

Всего в республике общеобразовательных школ -517, из них начальных – 104, основных – 43, средних – 370. Общеобразовательных школ-интернатов -15, из них основных – 2, средних -13.

В республике функционирует сеть инновационных общеобразовательных учреждений, обеспечивающих право выбора и реализацию программ повышенного уровня, способствующих удовлетворению индивидуальных образовательных запросов обучающихся, родителей: 20 лицеев и гимназий, 10 из них - в сельской местности; 46 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 6 авторских школ, 152 национальных школы, 1 – кадетская школа, 1 - школа индивидуального обучения детей-инвалидов. 23 общеобразовательных учреждения входят в университетский образовательный комплекс.

Наличие и развитие сети с повышенным аккредитационным статусом является активным стимулом для соперничества между образовательными учреждениями в части организации и постановки учебно-воспитательного процесса, перечня предоставляемых образовательных услуг.

В творческих объединениях, кружках, секциях 143 учреждения дополнительного образования республики занимаются более 71,7 тыс. детей. Структура учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования детей Республики Бурятия, весьма многообразна: это многопрофильные дворцы, центры и дома детского творчества, клубы, станции, школы различных профилей, детские оздоровительно-образовательные лагеря. 36% от всех учреждений дополнительного образования детей составляют многопрофильные учреждения, учреждения художественно-эстетической направленности - 6%, физкультурно-спортивной направленности - 38%, туристско-краеведческой направленности - 7%, технической и эколого-биологической направленности - 3%, оздоровительно-образовательные учреждения - 7%.

Структура образовательных учреждений позволяет реализовать потребности граждан в изучении общеобразовательных программ. Повышение самостоятельности существенно расширило возможности образовательных учреждений в выборе образовательного плана, установлении штатного расписания, стимулировании сотрудников.

Благодаря введению подушевого финансирования создана конкурентная среда, стимулирующая повышение качества. За три года доля школьников, обучающихся в современных условиях, выросла с 38% до 76,3%. Это в основном произошло за счет внутренних резервов самих школ. Одним из механизмов привлечения лучших учителей явилось внедрение новой системы оплаты труда: не только за количество часов, но и за качество труда. Если в 2006 году средняя зарплата учителя составляла 7800 руб., то к 2010 году - 14157 руб. Рост был обеспечен за счет увеличения норматива финансирования (в среднем на 41,6%); оптимизации сети, увеличения наполняемости классов, увеличения доли фонда оплаты труда учителей в общем объеме фонда.