N | Название фирмы | Доля на рынке туристических услуг, % |
1 | "ЖАССО Тур" | 9,6 |
2 | "Трио - Импэкс" | 8,7 |
3 | "БурятИнтур" | 6,0 |
4 | "Морин тур" | 5,1 |
5 | "Чистый Байкал" | 3,7 |
6 | "Спутник-Бурятия" | 2,7 |
7 | "Байкал Наран - тур" | 2,2 |
8 | "Русский мир" | 2,0 |
9 | "Сибирь-Тур" | 2,0 |
10 | "Туристическое агентство "Байкал-Интур" | 2,0 |
11 | "ЭкоЛенд" | 0,7 |
12 | "Сибирский кедр" | 0,6 |
другие туроператоры | 7,2 | |
турагентства | 47,5 |
Основными факторами, препятствующими развитию конкурентной среды в сфере туризма Бурятии, являются:
- инфраструктурные ограничения для развития объектов индустрии туризма и отдыха;
- отсутствие развитой информационной среды;
- нехватка квалифицированного персонала;
- неудовлетворительное состояние подавляющей части историко-культурных памятников;
- комплекс проблем, связанных с благоустройством туристско-рекреационных территорий.
Задачами развития конкурентной среды в сфере туризма являются:
- создание условий для формирования туристско-рекреационных зон с развитой инфраструктурой, обеспеченных системой государственной поддержки развития (налоговые льготы и др.), что позволяет привлечь на рынок дополнительные инвестиции;
- стимулирование развития предпринимательской инициативы в создании и диверсификации туристического продукта, формировании инновационных проектов по развитию перспективных видов туризма, материально-технической базы и инфраструктуры туризма;
- поддержка развития системы подготовки кадров в сфере туризма;
- содействие рекламно-информационному продвижению турпродукта Бурятии на туристских рынках (организация участия субъектов туристической деятельности в выездных профессиональных выставочных мероприятиях, проведение ежегодной выставки-ярмарки "Туризм и отдых в Бурятии" в г.Улан-Удэ, поддержка официального туристского сайта, издание рекламно-информационной продукции и др.);
- оказание государственной поддержки развития сферы туризма республики посредством субсидирования субъектов малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета.
1.1.10. Анализ и оценка конкурентной среды в сфере образования
В системе образования Республики Бурятия функционируют 440 детских дошкольных учреждений, которые посещают более 37,6тыс. детей. Для современного состояния дошкольного образования республики характерна диспропорция в его развитии: увеличивается численность детского населения, рост новых микрорайонов с неразвитой инфраструктурой, сокращается количество детских садов и, соответственно, растет очередность по устройству детей в детские дошкольные образовательные учреждения. В республике 55% детей от общего количества детей дошкольного возраста охвачено дошкольным образованием (показатель 2008 г. - 51%).
В решении данной проблемы в значительной мере способствует развитие конкуренции в этой сфере между организациями различных организационно-правовых форм.
В республике принимаются определенные меры по развитию конкурентной среды сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Так, наряду с детскими садами, дошкольные образовательные услуги оказывают ряд общеобразовательных учреждений, 2 негосударственных (частных) дошкольных учреждения (детский сад "Престиж" и детский сад "Бибигон"). Услуги по реализации программ развития детей дошкольного возраста в режиме кратковременного пребывания оказывают негосударственные образовательные учреждения г. Улан - Удэ: центр раннего развития детей "Умница", центр развития ребенка "Киндер +", центры дошкольного образования "Ласточка", "Надежда" и др. 4 дошкольных образовательных учреждения (Кабанский район - 2 ДОУ, Заиграевский район - 1 ДОУ, Баунтовский район - 1 ДОУ) и 5 образовательных учреждений г. Улан - Удэ, реализующие программы дошкольного образования, перешли в 2009 году в режим автономного учреждения. Завершается подготовка документов для перевода ещё четырех дошкольных образовательных учреждений в новые организационно - правовые формы (Заиграевский, Кабанский районы). Продолжается работа по внедрению новых форм дошкольного образования: открываются группы кратковременного пребывания детей, группы по предшкольной подготовке при разных видах образовательных учреждений.
Начинает развиваться сеть филиалов дошкольных образовательных учреждений на базе общеобразовательных школ (г. Улан - Удэ, Муйский район).
В 2010 г. в г. Улан - Удэ предполагается создание десяти семейных групп как новой формы охвата детей услугами дошкольного образования, что позволит расширить перечень предоставляемых населению услуг, обеспечить женщине - матери возможность работать в качестве семейного воспитателя и увеличить количество детей, охваченных услугами дошкольного образования.
Воспитание и дополнительное образование детей
Всего в республике общеобразовательных школ -517, из них начальных – 104, основных – 43, средних – 370. Общеобразовательных школ-интернатов -15, из них основных – 2, средних -13.
В республике функционирует сеть инновационных общеобразовательных учреждений, обеспечивающих право выбора и реализацию программ повышенного уровня, способствующих удовлетворению индивидуальных образовательных запросов обучающихся, родителей: 20 лицеев и гимназий, 10 из них - в сельской местности; 46 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 6 авторских школ, 152 национальных школы, 1 – кадетская школа, 1 - школа индивидуального обучения детей-инвалидов. 23 общеобразовательных учреждения входят в университетский образовательный комплекс.
Наличие и развитие сети с повышенным аккредитационным статусом является активным стимулом для соперничества между образовательными учреждениями в части организации и постановки учебно-воспитательного процесса, перечня предоставляемых образовательных услуг.
В творческих объединениях, кружках, секциях 143 учреждения дополнительного образования республики занимаются более 71,7 тыс. детей. Структура учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования детей Республики Бурятия, весьма многообразна: это многопрофильные дворцы, центры и дома детского творчества, клубы, станции, школы различных профилей, детские оздоровительно-образовательные лагеря. 36% от всех учреждений дополнительного образования детей составляют многопрофильные учреждения, учреждения художественно-эстетической направленности - 6%, физкультурно-спортивной направленности - 38%, туристско-краеведческой направленности - 7%, технической и эколого-биологической направленности - 3%, оздоровительно-образовательные учреждения - 7%.
Структура образовательных учреждений позволяет реализовать потребности граждан в изучении общеобразовательных программ. Повышение самостоятельности существенно расширило возможности образовательных учреждений в выборе образовательного плана, установлении штатного расписания, стимулировании сотрудников.
Благодаря введению подушевого финансирования создана конкурентная среда, стимулирующая повышение качества. За три года доля школьников, обучающихся в современных условиях, выросла с 38% до 76,3%. Это в основном произошло за счет внутренних резервов самих школ. Одним из механизмов привлечения лучших учителей явилось внедрение новой системы оплаты труда: не только за количество часов, но и за качество труда. Если в 2006 году средняя зарплата учителя составляла 7800 руб., то к 2010 году - 14157 руб. Рост был обеспечен за счет увеличения норматива финансирования (в среднем на 41,6%); оптимизации сети, увеличения наполняемости классов, увеличения доли фонда оплаты труда учителей в общем объеме фонда.