Действующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2010-2012 ГОДЫ

Доля продукции местных товаропроизводителей, %


2008 г.

2009 г.

мясные полуфабрикаты
 ( доминирующее место занимает ООО "Пиката", удельный вес в емкости рынка  - 28,2%)

95,9

99,2

колбасные изделия
 (доминирующее место занимает ООО ООО "Бурятская мясоперерабатывающая компания", удельный вес в емкости рынка-52,1%)

51,3

69,2

минеральная вода, в т.ч. питьевая
 (доминирующее место занимает ООО "Основа", удельный вес в емкости рынка-5,2%)

27,1

30,3

Ограничения конкуренции связаны с проблемой сбыта товаропроизводителями произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Кроме того, в структуре затрат на производство, переработку и реализацию продуктов питания на долю производителей приходится 77% всех затрат, в тоже время доля выручки - 33%. Очевидным является факт, что производство сельскохозяйственной продукции является менее привлекательным для потенциальных участников рынка, чем переработка продукции и торговля, зарабатывающие 67% всех средств.

Ограничением конкуренции также является неразвитость логистической, транспортной инфраструктуры в агропродовольственном комплексе, куда также относится дефицит хранилищ, складов, пунктов первичной переработки сельхозпродукции.

Для вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов существует ряд барьеров, среди которых:

- высокая насыщенность агропродовольственного рынка и низкая покупательная способность населения;

- наличие относительных и абсолютных преимуществ в издержках у производителей из других регионов и стран, работающих, например, в более благоприятных природных условиях и имеющих более низкую себестоимость продукции;

- несовершенная инфраструктура сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия (первичная переработка, хранение и транспортировка сельскохозяйственной продукции);

- ограничения в отведении земельных участков, предоставлении в аренду сельскохозяйственной техники, помещений;

недостаточный уровень развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Изложенные данные свидетельствуют о необходимости решения следующих задач:

- создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;

- обеспечение прозрачности в земельных отношениях (в рамках ведения кадастра земель и территориального планирования) и упрощение процедур выделения земельных участков;

- расширение возможности реализации продуктов питания населению, в том числе на сельскохозяйственных и кооперативных рынках и ярмарках;

- стимулирование заготовительной деятельности, предоставление населению возможности сдавать излишки сельхозпродукции, выращенной в личном подворье, а также дикоросов;

- продвижение товаров местных сельскохозяйственных товаропроизводителей на региональные рынки;

- поддержка кооперативных форм ведения хозяйства.

1.1.2. Анализ и оценка конкурентной среды в сфере розничной торговли

Торговля производит более 14 % валовой добавленной стоимости, обеспечивает занятостью свыше 51 тыс. человек или 13 % от всей численности занятых в экономике.

Торговое обслуживание населения осуществляют свыше 4,5 тыс. объектов розничной торговли, 26 торговых центров и 12 торговых комплексов. Обеспеченность торговыми площадями составляет 239,3 кв.м. на 1 000 жителей, что выше соответствующего норматива на 23 %.

За последние 2 года в республике открыли свои объекты 16 продовольственных компаний.

В тоже время в республике не представлены крупные федеральные торговые розничные сети. Сетевая торговля представлена местными и межрегиональными сетями, имеющих:

продовольственных объектов - 21 (139 магазинов с общей торговой площадью 39088,0 кв.м);

непродовольственных объектов - 35 (153 магазина с общей торговой площадью 15906,8 кв.м).

Развитие сетевого ритейла имеет положительные стороны: повышается дисциплинированность производителей в части выполнения сроков и объемов поставок, уровня и стабильности качества поставляемой в сети продукции, а также обеспечивается возможность реализации продукции в рознице по более низким для потребителя ценам. Вместе с тем доступ хозяйствующих субъектов к розничным сетям усложнился рядом факторов:

длительная отсрочка оплаты за поставленную продукцию;

неформальная плата за вход на рынок розничной торговли;