2008 г. | 2009 г. | |
мясные полуфабрикаты | 95,9 | 99,2 |
колбасные изделия | 51,3 | 69,2 |
минеральная вода, в т.ч. питьевая | 27,1 | 30,3 |
Ограничения конкуренции связаны с проблемой сбыта товаропроизводителями произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Кроме того, в структуре затрат на производство, переработку и реализацию продуктов питания на долю производителей приходится 77% всех затрат, в тоже время доля выручки - 33%. Очевидным является факт, что производство сельскохозяйственной продукции является менее привлекательным для потенциальных участников рынка, чем переработка продукции и торговля, зарабатывающие 67% всех средств.
Ограничением конкуренции также является неразвитость логистической, транспортной инфраструктуры в агропродовольственном комплексе, куда также относится дефицит хранилищ, складов, пунктов первичной переработки сельхозпродукции.
Для вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов существует ряд барьеров, среди которых:
- высокая насыщенность агропродовольственного рынка и низкая покупательная способность населения;
- наличие относительных и абсолютных преимуществ в издержках у производителей из других регионов и стран, работающих, например, в более благоприятных природных условиях и имеющих более низкую себестоимость продукции;
- несовершенная инфраструктура сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия (первичная переработка, хранение и транспортировка сельскохозяйственной продукции);
- ограничения в отведении земельных участков, предоставлении в аренду сельскохозяйственной техники, помещений;
недостаточный уровень развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Изложенные данные свидетельствуют о необходимости решения следующих задач:
- создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;
- обеспечение прозрачности в земельных отношениях (в рамках ведения кадастра земель и территориального планирования) и упрощение процедур выделения земельных участков;
- расширение возможности реализации продуктов питания населению, в том числе на сельскохозяйственных и кооперативных рынках и ярмарках;
- стимулирование заготовительной деятельности, предоставление населению возможности сдавать излишки сельхозпродукции, выращенной в личном подворье, а также дикоросов;
- продвижение товаров местных сельскохозяйственных товаропроизводителей на региональные рынки;
- поддержка кооперативных форм ведения хозяйства.
1.1.2. Анализ и оценка конкурентной среды в сфере розничной торговли
Торговля производит более 14 % валовой добавленной стоимости, обеспечивает занятостью свыше 51 тыс. человек или 13 % от всей численности занятых в экономике.
Торговое обслуживание населения осуществляют свыше 4,5 тыс. объектов розничной торговли, 26 торговых центров и 12 торговых комплексов. Обеспеченность торговыми площадями составляет 239,3 кв.м. на 1 000 жителей, что выше соответствующего норматива на 23 %.
За последние 2 года в республике открыли свои объекты 16 продовольственных компаний.
В тоже время в республике не представлены крупные федеральные торговые розничные сети. Сетевая торговля представлена местными и межрегиональными сетями, имеющих:
продовольственных объектов - 21 (139 магазинов с общей торговой площадью 39088,0 кв.м);
непродовольственных объектов - 35 (153 магазина с общей торговой площадью 15906,8 кв.м).
Развитие сетевого ритейла имеет положительные стороны: повышается дисциплинированность производителей в части выполнения сроков и объемов поставок, уровня и стабильности качества поставляемой в сети продукции, а также обеспечивается возможность реализации продукции в рознице по более низким для потребителя ценам. Вместе с тем доступ хозяйствующих субъектов к розничным сетям усложнился рядом факторов:
длительная отсрочка оплаты за поставленную продукцию;
неформальная плата за вход на рынок розничной торговли;