Транспорт - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры республики. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, улучшения условий и уровня жизни населения.
В условиях коренного реформирования экономики нужна продуманная государственная транспортная политика, учитывающая особенности транспорта и его роль в протекании экономических и социальных процессов. При этом ввиду большой инерционности транспортной системы, связанной с высокой капиталоемкостью, продолжительными сроками строительства и реконструкции крупных транспортных объектов и создания новых типов технических средств, задачи в области транспорта должны быть рассмотрены не только на ближайшую перспективу, но и на более отдаленные сроки.
Настоящая концепция рассматривается как основа формирования транспортной политики республики, разработки и реализации региональных целевых программ в области транспорта, транспортного строительства, решения других принципиальных, зависящих от транспорта проблем развития отдельных отраслей и народнохозяйственного комплекса в целом.
Концепция основывается на положениях Конституции Республики Бурятия, посланий Президента Республики Бурятия Народному Хуралу, программных документах правительства республики, а также на Концепции Государственной Транспортной политики Российской Федерации (одобрена Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1997 года N 1143), на прогнозах состояния экономики и социально - экономического развития республики на среднесрочную и более отдаленную перспективу.
Республика Бурятия располагает современными видами транспорта, ее транспортные коммуникации по размещению и структуре в целом отвечают внутренним и внешним транспортно - экономическим связям, но нуждаются в существенном совершенствовании.
Транспортный комплекс республики в настоящее время включает:
6904 км автобусных маршрутов, 1374 км железнодорожных путей, 18 аэропортов и 13920 км местных воздушных линий, 56,6 км трамвайных линий, по этим коммуникациям ежесуточно перевозится свыше 100 тыс. пассажиров.
Сеть автомобильных дорог республики составляет 14097 км, в том числе 6297 км автомобильных дорог общего пользования.
С начала существования программы экономических реформ на транспорте преобразовано в акционерные общества 9 государственных предприятий или 90% от общего числа. Негосударственный сектор занял доминирующее положение. Предприятиями негосударственных форм собственности в настоящее время выполняется 97% перевозок грузов и 18 - 20% перевозок пассажиров.
Одними из основных недостатков транспорта республики являются низкий технологический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. Снижение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастной структуры, увеличение износа и т.д.) и работоспособности.
К концу 1998 года износ основных производственных фондов на автомобильном транспорте республики составлял 62, железнодорожном - 80, воздушном - 87, водном 40 процентов.
Состояние многих технических средств транспорта подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая, также значительная, часть приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства. Рост себестоимости перевозок, в свою очередь, обуславливает повышение транспортных тарифов.
Из-за нехватки и неудовлетворительного состояния подвижного состава закрыты многие городские и междугородние автобусные маршруты, снизилась частота движения автобусов, эксплуатируется только 3 аэропорта местных воздушных линий.
Подвижность населения во внегородском сообщении за 1991 - 1997 годы уменьшилась почти на 50 процентов. Для значительной части населения поездки на большие расстояния стали практически недоступными, что вызывает дополнительную социальную напряженность в обществе.
Несмотря на многократное повышение тарифов на перевозки пассажиров и грузов, финансовое положение транспортных предприятий не нормализовано. Перевозки пассажиров во внутреннем сообщении на автомобильном, железнодорожном и воздушном транспорте убыточны.
Основными причинами низкой рентабельности и убыточности пассажирских перевозок являются снижение объемов перевозочной работы при сохранении всей инфраструктуры транспорта и незначительном снижении численности производственного персонала, а также отставание роста доходных ставок от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства.
Влияние этих причин сказывается независимо от того, в какой форме собственности находятся предприятия транспорта.
Общий инвестиционный кризис и неудовлетворительное финансовое положение транспортных предприятий не позволяют направлять собственные средства и краткосрочные банковские кредиты на обновление транспортных средств и объектов инфраструктуры, что в свою очередь приводит к дальнейшему обострению финансового положения.
Из-за недостаточного финансирования разработанные в последние годы федеральные и региональные целевые программы развития транспорта практически не выполняются.
Для исправления положения необходимо проведение эффективной и целенаправленной государственной транспортной политики.
Стратегической целью государственной транспортной политики в республике является формирование транспортной системы, гарантированно и эффективно удовлетворяющей потребности в перевозках пассажиров и грузов, социальные, природоохранные и другие специальные требования, а также структурная перестройка на транспорте, направленная на усиление государственного регулирования естественных монополий, снижение транспортных издержек в цене продукции, определение экономически обоснованных тарифов, повышение конкуренции между транспортными предприятиями.
При этом развитие транспорта должно быть направлено не только на полное удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов, но и на смягчение и устранение ограничений, накладываемых стоимостью и условиями перевозок на функционирование отраслей производства, социальную сферу, и должно осуществляться взаимоувязано с общими направлениями и прогнозами социально - экономического развития республики, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений и предусматривать существенное повышение технического уровня всех видов транспорта, их обновление и модернизацию.
Для реализации эффекта от смягчения связанных с транспортом ограничений на производстве, в сфере обращения и в социальной сфере, требующих главным образом, снижения стоимости перевозок, улучшения их качества, сокращения сроков доставки пассажиров и грузов, необходимо опережающее развитие транспорта по сравнению с развитием экономики в целом.
Направления развития и технического перевооружения транспорта должны способствовать, как общим закономерностям эффективного формирования транспортных систем, так и вполне определенным экономическим требованиям.
Одной из обязательных предпосылок высокой эффективности таких систем в новых экономических условиях остается гармоничное сочетание на рынке транспортных услуг всех видов современного транспорта, рациональное и экономически выгодное участие в обеспечении перевозок на основе нормальной конкуренции, а также координация работы всех видов транспорта.
Задачи в области транспорта на ближайшую перспективу связаны, в основном, с необходимостью преодоления отмеченных выше неблагоприятных тенденций в его развитии и с целями, достижение которых предусматривается проектом концепции среднесрочной программы Правительства Республики Бурятия на 1999 - 2002 годы.
Они включают обеспечение стабилизации работы всех видов транспорта и устойчивое функционирование транспортных систем, удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов, повышение безопасности и качества перевозок, создание условий для финансового оздоровления предприятий транспорта и оживления инвестиционной активности, повышение качества транспортных услуг.
По прогнозным оценкам, основанным на концепции среднесрочной программы Правительства Республики Бурятия на 1999 - 2002 годы, материалах Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия, падение спроса на перевозки после 1998 года должны смениться ростом, что увеличит нагрузку на транспортные коммуникации.