ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 1999 года N 215
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000200800610 (от 21.10.2008 N 480)
В целях осуществления единой государственной транспортной политики в интересах развития экономики республики, обеспечения структурной перестройки на транспорте Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной транспортной политики Республики Бурятия, представленную Министерством промышленности, энергетики и транспорта Республики Бурятия.
2. Министерству промышленности, энергетики и транспорта Республики Бурятия (Переляев В.В.), Представительству ВСЖД в г. Улан-Удэ (Коренев А.С.), ОАО "Бурятские авиалинии" (Бадиев А.А.), ГП "Бурятавтодор" (Гринчишин И.С.), ОАО "Бурятавтотранс" (Кожан Г.А.) осуществлять разработку и реализацию ежегодных мер и республиканских целевых программ в области транспорта, транспортного строительства с учетом основных положений Концепции развития транспорта Республики Бурятия.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Первый заместитель Управляющего
Делами - Руководителя Администрации
Президента и Правительства
Республики Бурятия
В.Б.ЭРДЫНЕЕВ
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 15.06.99 N 215
Транспорт - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры республики. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, улучшения условий и уровня жизни населения.
В условиях коренного реформирования экономики нужна продуманная государственная транспортная политика, учитывающая особенности транспорта и его роль в протекании экономических и социальных процессов. При этом ввиду большой инерционности транспортной системы, связанной с высокой капиталоемкостью, продолжительными сроками строительства и реконструкции крупных транспортных объектов и создания новых типов технических средств, задачи в области транспорта должны быть рассмотрены не только на ближайшую перспективу, но и на более отдаленные сроки.
Настоящая концепция рассматривается как основа формирования транспортной политики республики, разработки и реализации региональных целевых программ в области транспорта, транспортного строительства, решения других принципиальных, зависящих от транспорта проблем развития отдельных отраслей и народнохозяйственного комплекса в целом.
Концепция основывается на положениях Конституции Республики Бурятия, посланий Президента Республики Бурятия Народному Хуралу, программных документах правительства республики, а также на Концепции Государственной Транспортной политики Российской Федерации (одобрена Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1997 года N 1143), на прогнозах состояния экономики и социально - экономического развития республики на среднесрочную и более отдаленную перспективу.
Республика Бурятия располагает современными видами транспорта, ее транспортные коммуникации по размещению и структуре в целом отвечают внутренним и внешним транспортно - экономическим связям, но нуждаются в существенном совершенствовании.
Транспортный комплекс республики в настоящее время включает:
6904 км автобусных маршрутов, 1374 км железнодорожных путей, 18 аэропортов и 13920 км местных воздушных линий, 56,6 км трамвайных линий, по этим коммуникациям ежесуточно перевозится свыше 100 тыс. пассажиров.
Сеть автомобильных дорог республики составляет 14097 км, в том числе 6297 км автомобильных дорог общего пользования.
С начала существования программы экономических реформ на транспорте преобразовано в акционерные общества 9 государственных предприятий или 90% от общего числа. Негосударственный сектор занял доминирующее положение. Предприятиями негосударственных форм собственности в настоящее время выполняется 97% перевозок грузов и 18 - 20% перевозок пассажиров.
Одними из основных недостатков транспорта республики являются низкий технологический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. Снижение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастной структуры, увеличение износа и т.д.) и работоспособности.
К концу 1998 года износ основных производственных фондов на автомобильном транспорте республики составлял 62, железнодорожном - 80, воздушном - 87, водном 40 процентов.
Состояние многих технических средств транспорта подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая, также значительная, часть приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства. Рост себестоимости перевозок, в свою очередь, обуславливает повышение транспортных тарифов.
Из-за нехватки и неудовлетворительного состояния подвижного состава закрыты многие городские и междугородние автобусные маршруты, снизилась частота движения автобусов, эксплуатируется только 3 аэропорта местных воздушных линий.
Подвижность населения во внегородском сообщении за 1991 - 1997 годы уменьшилась почти на 50 процентов. Для значительной части населения поездки на большие расстояния стали практически недоступными, что вызывает дополнительную социальную напряженность в обществе.
Несмотря на многократное повышение тарифов на перевозки пассажиров и грузов, финансовое положение транспортных предприятий не нормализовано. Перевозки пассажиров во внутреннем сообщении на автомобильном, железнодорожном и воздушном транспорте убыточны.
Основными причинами низкой рентабельности и убыточности пассажирских перевозок являются снижение объемов перевозочной работы при сохранении всей инфраструктуры транспорта и незначительном снижении численности производственного персонала, а также отставание роста доходных ставок от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства.
Влияние этих причин сказывается независимо от того, в какой форме собственности находятся предприятия транспорта.
Общий инвестиционный кризис и неудовлетворительное финансовое положение транспортных предприятий не позволяют направлять собственные средства и краткосрочные банковские кредиты на обновление транспортных средств и объектов инфраструктуры, что в свою очередь приводит к дальнейшему обострению финансового положения.
Из-за недостаточного финансирования разработанные в последние годы федеральные и региональные целевые программы развития транспорта практически не выполняются.
Для исправления положения необходимо проведение эффективной и целенаправленной государственной транспортной политики.
Стратегической целью государственной транспортной политики в республике является формирование транспортной системы, гарантированно и эффективно удовлетворяющей потребности в перевозках пассажиров и грузов, социальные, природоохранные и другие специальные требования, а также структурная перестройка на транспорте, направленная на усиление государственного регулирования естественных монополий, снижение транспортных издержек в цене продукции, определение экономически обоснованных тарифов, повышение конкуренции между транспортными предприятиями.
При этом развитие транспорта должно быть направлено не только на полное удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов, но и на смягчение и устранение ограничений, накладываемых стоимостью и условиями перевозок на функционирование отраслей производства, социальную сферу, и должно осуществляться взаимоувязано с общими направлениями и прогнозами социально - экономического развития республики, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений и предусматривать существенное повышение технического уровня всех видов транспорта, их обновление и модернизацию.
Для реализации эффекта от смягчения связанных с транспортом ограничений на производстве, в сфере обращения и в социальной сфере, требующих главным образом, снижения стоимости перевозок, улучшения их качества, сокращения сроков доставки пассажиров и грузов, необходимо опережающее развитие транспорта по сравнению с развитием экономики в целом.
Направления развития и технического перевооружения транспорта должны способствовать, как общим закономерностям эффективного формирования транспортных систем, так и вполне определенным экономическим требованиям.
Одной из обязательных предпосылок высокой эффективности таких систем в новых экономических условиях остается гармоничное сочетание на рынке транспортных услуг всех видов современного транспорта, рациональное и экономически выгодное участие в обеспечении перевозок на основе нормальной конкуренции, а также координация работы всех видов транспорта.
Задачи в области транспорта на ближайшую перспективу связаны, в основном, с необходимостью преодоления отмеченных выше неблагоприятных тенденций в его развитии и с целями, достижение которых предусматривается проектом концепции среднесрочной программы Правительства Республики Бурятия на 1999 - 2002 годы.
Они включают обеспечение стабилизации работы всех видов транспорта и устойчивое функционирование транспортных систем, удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов, повышение безопасности и качества перевозок, создание условий для финансового оздоровления предприятий транспорта и оживления инвестиционной активности, повышение качества транспортных услуг.
По прогнозным оценкам, основанным на концепции среднесрочной программы Правительства Республики Бурятия на 1999 - 2002 годы, материалах Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия, падение спроса на перевозки после 1998 года должны смениться ростом, что увеличит нагрузку на транспортные коммуникации.
Важное значение приобретают улучшение качественных показателей перевозок и снижение ресурсоемкости, а также расширение спектра предоставляемых услуг, требования по обеспечению безопасности перевозок и удовлетворение природоохранных требований.
Актуальными остаются вопросы улучшения транспортного обслуживания северных регионов, подготовки транспорта к работе в чрезвычайных ситуациях, требующие заблаговременного создания соответствующих резервов.
Названные выше задачи ближайшей перспективы предполагается решать, прежде всего, путем продолжения преобразований, отвечающих общим направлениям проводимых в республике экономических реформ, совершенствования с учетом новых условий хозяйствования законодательно - правовой и нормативной базы, повышения управляемости транспорта.
Основным направлением экономических реформ в области транспорта республики является повышение эффективности деятельности транспортных предприятий на основе формирования дееспособного и активного собственника, развития рынков транспортных услуг, капитала и рабочей силы, создание для этого необходимых экономических, правовых и организационных предпосылок, сочетающих согласованные действия Правительства Республики Бурятии и федеральных органов исполнительной власти.
Особенностью реформы на новом этапе является создание благоприятных условий для формирования эффективных собственников предприятий всех форм собственности.
При этом, в связи с ключевым значением транспорта в обеспечении жизнедеятельности экономики республики и необходимостью учета его специфики, предусматривается:
- сохранить в государственной (федеральной и республиканской) собственности важнейшие коммуникации и основные объекты транспортной инфраструктуры (железные и автомобильные дороги, водные пути);
- передать в собственность органам местного самоуправления объекты транспортной инфраструктуры, имеющей местное значение;
- развивать фирменное, сервисное обслуживание транспортных средств представителями заводов - изготовителей и дилерскими структурами, а также обеспечение транспортных предприятий материальными ресурсами (включая топливо) поставщиками на конкурсной основе;
- обеспечить участие государственных органов управления транспортом в процессе работы приватизированных предприятий транспорта.
Осуществить реформы на уровне предприятий, направленные на улучшение финансово - экономических результатов их деятельности и повышение эффективности производства, меры по улучшению управления государственной собственностью и по регулированию естественных монополий.
Для повышения экономической эффективности работы транспортных предприятий предусматривается реализация следующих направлений транспортной политики республики:
Органы государственной власти и местного самоуправления республики должны оказывать всемерное содействие формированию и расширению рынков транспортных услуг, развитию предпринимательства и здоровой конкуренции, как мощного фактора снижения издержек и повышения качества транспортного обслуживания населения и предприятий, созданию условий, при которых каждый пользователь мог бы свободно выбирать наиболее приемлемый вид транспортного обслуживания с учетом его цены и качества.
Достижению этого должны способствовать принятие необходимых законодательных актов, совершенствование организационных форм управления транспортом, контроль и надзор за деятельностью транспортных предприятий и предпринимателей, создание Фонда поддержки и развития общественного пассажирского транспорта.
В формировании рынка транспортных услуг важная роль отводится маркетинговым структурам, а также системам лицензирования и сертификации, которые должны обеспечить допуск на указанные рынки любых квалифицированных перевозчиков и технически пригодных к эксплуатации транспортных средств. Эти системы используются также для обеспечения безопасности транспортного процесса, охраны окружающей среды, необходимого профессионального уровня работников транспорта, защиты законных интересов потребителей транспортных услуг и предпринимателей.
В области тарифной политики предусматривается:
- свободное ценообразование в секторах транспортного рынка с высоким уровнем конкуренции;
- устанавливать в необходимых случаях фиксированные тарифы на транспортные услуги естественных монополий;
- при наличии инфляционных процессов индексировать установленные государственными органами тарифы;
- совершенствовать систему тарифов, дифференциацию их по классам качества перевозок и других транспортных услуг;
- исключить перекрестное субсидирование отрасли.
Тарифная политика должна стимулировать транспортно - экономические связи, обеспечивать социально значимые перевозки и доступность жизненно - важных транспортных услуг для всех слоев населения.
Специфику транспорта следует учитывать и при осуществлении налоговой политики, при этом должна быть принята во внимание необходимость:
- снижения тарифных издержек и тарифов с целью решения социальных проблем и развития транспортно - экономических связей;
- увеличение инвестиционного потенциала транспортных предприятий;
- привлечение дополнительных, инвестиционных источников финансирования на все виды транспорта;
- сокращение дотаций из бюджета.
Важное государственное значение транспорта требует активного государственного регулирования деятельности транспортных предприятий, обеспечивающего учет общественных интересов и развитие транспорта в направлении, соответствующем этим интересам.
Государственному регулированию подлежит:
- развитие и техническое совершенствование региональной транспортной инфраструктуры;
- институциональные преобразования на транспорте;
- вопросы технологической и экологической безопасности работы транспорта;
- формирование и функционирование рынка транспортных услуг;