ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 1996 года N 206
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ НА 1996 - 2000 ГОДЫ"
Фактически утратил силу, поскольку истек срок действия
В целях обеспечения неотложных мер по борьбе с эпидемией туберкулеза в республике, а также повышения уровня и качества оказания противотуберкулезной помощи населению Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую Программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Бурятия на 1996 - 2000 годы" (прилагается).
2. Определить государственными заказчиками по реализации республиканской целевой Программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Республике Бурятия на 1996 - 2000 годы" Министерство здравоохранения Республики Бурятия и Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Республике Бурятия.
3. Министерству финансов Республики Бурятия (Шлыкова Г.В.), главам местных самоуправлений районов и городов республики при разработке проектов бюджетов на 1997 - 2000 годы предусмотреть средства для реализации республиканской целевой Программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Республике Бурятия на 1996 - 2000 годы". При этом расходы на реализацию Программы скорректировать с учетом возможностей республиканского бюджета.
4. Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Центру государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Республике Бурятия ежегодно представлять в Министерство финансов и Министерство экономики Республики Бурятия обоснованные заявки на финансирование Программы.
5. Министерству здравоохранения Республики Бурятия (Бальжиров Б.Г.), Центру госсанэпиднадзора в Республике Бурятия (Болошинов А.Б.), Министерству внутренних дел Республики Бурятия (Калашников И.И.), Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия (Ефимов С.Г.), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Шевченко А.М.), Министерству образования, по делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятия (Намсараев С.Д.), Комитету по средствам массовой информации и полиграфии Республики Бурятия (Хантаев А.А.), Бурятской государственной телерадиокомпании (Баинов А.С.) принять необходимые меры по реализации Программы.
6. Рекомендовать главам местных самоуправлений городов и районов республики, руководителям внебюджетных фондов выделять средства на выполнение республиканской целевой Программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Республике Бурятия на 1996 - 2000 годы".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Нимаеву Л.Ч.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами Президента и
Правительства Республики Бурятия
Р.Б.ГАРМАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ НА 1996 - 2000 ГОДЫ"
Разработка республиканской целевой программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в Республике Бурятия на 1996 - 2000 годы" (далее именуемая - Программа) обусловлена необходимостью принятия экстренных мер по предотвращению дальнейшего развития эпидемии туберкулеза в республике.
Состояние по заболеваемости туберкулезом в Республике Бурятия становится угрожающим вследствие ухудшения социальной, экономической и экологической обстановки. За последние годы (1991 - 1995 гг.) общая заболеваемость туберкулезом увеличилась на 215.8% и составила в 1995 году - 123.9 на 100000 (в РФ - 57.8), среди бурятского населения в 3 раза (с 54.0 до 157.9). Заболеваемость детского населения возросла с 15.3 на 100000 до 41.2 и превысила среднефедеративный показатель в 3 раза, увеличилась смертность населения от туберкулеза с 7.1 до 9.6 на 100000.
Высокая распространенность туберкулеза среди населения способствует ежегодному инфицированию около 7% детей, что в 10 раз выше, чем среднефедеративная инфицированность, и в 20 раз выше, чем в развитых странах.
Среди больных, состоящих на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях, более 30% составляют социально - дезадаптированные лица и лица, страдающие хроническим алкоголизмом.
Отмечается рост числа больных с запущенными формами туберкулезного процесса, что увеличивает затраты на лечение в три - четыре раза и процент выхода на инвалидность в два раза. Растет профессиональная заболеваемость туберкулезом (заболеваемость выросла с 378.7 в 1993 году до 689.7 в 1995 году на 100000), обусловленная крайне слабой материально - технической базой противотуберкулезных учреждений.
Неудовлетворительная материально - техническая база и недостаточная оснащенность противотуберкулезных учреждений республики не позволяют расширить объем и качество диагностики и лечения больных.
Причиной снижения эффективности лечения является дефицит в лекарственном обеспечении (противотуберкулезные учреждения не имеют нормативного полугодового запаса). Потребность в рентгеновской пленке как учреждений общей лечебной сети, так и противотуберкулезных, удовлетворяется всего на 30 процентов.
Заключением Всемирной организации здравоохранения отмечена большая социальная значимость проблемы туберкулеза и рекомендуется осуществление организации противотуберкулезной помощи населению через государственные целевые программы, которые приняты и финансируются во многих странах на государственном уровне в рамках рациональных программ. В создавшейся эпидемиологической ситуации в Республике Бурятия и угрожающих прогнозов туберкулеза Правительство Республики Бурятия принимает республиканскую целевую Программу "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом".
Целью настоящей Программы является проведение неотложных мер для обеспечения улучшения эпидемиологической ситуации по туберкулезу в республике.
Для достижения целей Программы приоритетными задачами являются:
1. Профилактика туберкулеза
а) для создания качественной иммунной прослойки необходимо ежегодное приобретение 20000 одноразовых туберкулиновых шприцов;
б) в республике из-за недостаточного количества передвижных и стационарных дезустановок количество проведения камерных дезинфекций в очагах туберкулеза из года в год уменьшается. Для профилактики распространения туберкулеза, проведения заключительных дезинфекций в очагах туберкулеза необходимо оснащение центров госсанэпиднадзора 4 передвижными и 6 стационарными дезкамерами для противотуберкулезных учреждений;
в) для проведения дезинфекции в очагах туберкулеза необходимо обеспечение дезинфекционными средствами, установками для производства дезсредств, опрыскивателями, средствами для индивидуальной защиты;
г) сформировать фонд противотуберкулезных препаратов для амбулаторной химиопрофилактики;
д) для совершенствования санитарной пропаганды необходимо приобрести видеоролики, клипы, буклеты и памятки; выделение средств на оплату выступлений по телевидению и радио, публикаций статей в газетах и журналах;
е) выявление и профилактика туберкулеза среди сельскохозяйственных животных и птиц; обеспечение 50 безыгольными инъекторами БИ-19, дезсредствами, пастеризаторами молока.
2. Организация раннего выявления туберкулеза
За последние годы охват населения республики профилактическими осмотрами снизился из-за отсутствия в достаточном количестве передвижной флюоротехники, неудовлетворительного обеспечения флюорографической и рентгеновской пленкой:
а) для своевременного выявления туберкулеза среди взрослого населения республики необходимо приобретение 12 передвижных и 6 стационарных флюорографов;
б) для совершенствования и полноты охвата тубдиагностикой детей и подростков необходимо приобретение 50 безыгольных инъекторов БИ-1М с противоинфекционными протекторами.
3. Организация профилактики и раннего выявления туберкулеза в учреждениях УИН Министерства внутренних дел Республики Бурятия
а) для обеспечения 2-кратного флюорографического исследования контингента, содержащегося в исправительно - трудовых учреждениях МВД Республики Бурятия, необходимо приобрести 5 стационарных флюорографических установок;
б) для своевременного дообследования лиц с подозрением на туберкулез, контроля за динамикой туберкулезного процесса, эффективного лечения необходимо приобрести 3 рентгеновских аппарата с томографической приставкой;
в) для транспортировки больных туберкулезом в спецстационар необходимо приобрести 2 санитарных автомобиля;
г) учитывая потребность в стационарных койках, необходимо открыть в СИЗО баклабораторию и стационар на 25 коек, довести коечную мощность спецстационара в с. Цолга до 250 коек.
4. Диагностика и лечение больных туберкулезом
а) для повышения эффективности лечения больных туберкулезом необходимо обеспечить полугодовой запас антибактериальных препаратов и патогенетических средств;
б) для улучшения диагностики туберкулеза необходимы внедрение новых высокоэффективных технологий - иммунологической лаборатории, ультразвуковых методов, компьютеризация;
в) учитывая высокий удельный вес сопутствующих заболеваний у больных туберкулезом, лечение их осуществлять из средств Фонда обязательного медицинского страхования.
5. Укрепление материально - технической базы противотуберкулезных учреждений
Материально - техническая база противотуберкулезных учреждений республики, за исключением Селенгинского ПТД, находится в крайне неудовлетворительном состоянии; они расположены в малоприспособленных зданиях дореволюционной и довоенной постройки. На одно койко - место приходится от 2 до 5 квадратных метров площади (при нормативных - 9). В структуре объединения "Фтизиатрия" отсутствуют легочно - хирургические, внелегочные, диагностические и реанимационные отделения, недостаточно количество детских стационарных коек.
В системе МВД Республики Бурятия отсутствуют элементарные условия содержания подследственных и осужденных, больных туберкулезом. Стационар в с. Цолга на 150 коек не удовлетворяет потребность нуждающихся в лечении осужденных, больных туберкулезом. Исправительно - трудовые учреждения не имеют легочно - хирургического отделения.
В республике нет спецучреждений для лечения больных с психическими заболеваниями, алкоголизмом, страдающих туберкулезом, а также социальных больных.
Для улучшения материально - технической базы противотуберкулезной службы необходимо:
а) завершение строительства спального корпуса Курумканского детского туберкулезного санатория в 1997 году;
б) перепрофилирование 20 туберкулезных коек в Кяхтинском ПТД на социальные;
в) расширение стационарного отделения для лечения больных туберкулезом в Троицкой психиатрической больнице до 60 коек.
6. Социальная поддержка больных туберкулезом и инфицированных лиц
а) оплачивать проезд больных туберкулезом и инфицированных лиц в стационар и санаторий;
б) обеспечить дополнительным продуктовым пайком больных и инфицированных лиц на период противорецидивного лечения и химиопрофилактики;
в) больным с заразными формами туберкулеза, проживающим в многонаселенных квартирах, общежитиях, представляющим опасность заражения окружающих, выделять изолированную жилую площадь в виде отдельной квартиры или дополнительной отдельной комнаты.
Настоящая Программа является инструментом выполнения противотуберкулезных мероприятий и основой для реализации Закона Республики Бурятия "О защите населения от туберкулеза".
Программа позволит в течение 1996 - 2000 годов сдержать дальнейшее развитие эпидемии туберкулеза в республике и создаст основу для снижения напряженной эпидемиологической ситуации.
Руководство реализацией Программы осуществляют Министерство здравоохранения Республики Бурятия и Центр Госсанэпиднадзора в Республике Бурятия, для чего:
- координируют выполнение и анализ эффективности предусмотренных Программой работ;
- поэтапно оценивают состояние фтизиатрической помощи, корректируют проводимые мероприятия с учетом финансовых затрат.
Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и конкретизируются исходя из прогноза развития эпидемиологии и эпизоотологии туберкулеза на территории Республики Бурятия, хода выполнения Программы и эффективности использования средств.
Затраты на осуществление Программы в 1996 - 2000 годах составляют всего 37887.3 млн. рублей, в том числе по годам: в 1997 - 12461.0 млн. рублей, в 1998 - 10286.9 млн. рублей, в 1999 - 9152.6 млн. рублей, в 2000 - 5986.8 млн. рублей.
Исполнители работ: Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Центр госсанэпиднадзора в Республике Бурятия, Министерство экономики Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия, Министерство строительства и архитектуры Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство внутренних дел Республики Бурятия, Министерство образования, по делам высшей школы и научных учреждений Республики Бурятия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.
Программа разработана Министерством здравоохранения Республики Бурятия, Центром госсанэпиднадзора в Республике Бурятия.
N | Мероприятия | Исполнитель | Источник | Финансирование по годам, в млн. руб. | ||||||||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | Всего | ||||||||||||
1 | Профилактика туберкулеза | 1424,0 | 1277,3 | 941,4 | 896,1 | 4538,3 | ||||||||||
а) совершенствование | МЗ | Республик. и | 20 | 20 | 20 | 15 | 75 | |||||||||
местный | 20 | 20 | 20 | 15 | 75 | |||||||||||
б) противоэпидемические | ЦГ СЭН | Республик. и | 258 | 226 | 55 | 55 | 594 | |||||||||
местный | 185 | 123,6 | 48,6 | 48,6 | 406 | |||||||||||
в) создание бесплатного | МЗ | Республик. и | 407,9 | 494,3 | 494,3 | 464,3 | 1860,8 | |||||||||
местный | 70 | 60 | 60 | 60 | 250 | |||||||||||
г) Санитарная пропаганда | МЗ | Республик. | 63,1 | 63,4 | 63,5 | 63,0 | 253 | |||||||||
д) Выявление и профилактика | МСХ | Республик. | 400 | 270 | 180 | 175 | 1025 | |||||||||
2 | Организация раннего | 4211 | 5343 | 5571 | 2834 | 17969 | ||||||||||
а) приобретение | МЗ | Республик. и | 1500 | 3000 | 3600 | - | 7500 | |||||||||
местный | 600 | 600 | 600 | 600 | 2400 | |||||||||||
б) замена стационарных | МЗ | Республик. и | 300 | 600 | 300 | 300 | 1500 | |||||||||
местный | 300 | - | - | - | 300 | |||||||||||
в) организация обеспечения | МЗ | Республик. и | 566 | 630 | 897 | 971 | 3064 | |||||||||
местный | 365 | 493 | 754 | 943 | 2555 | |||||||||||
г) организация | МЗ | Республик. | 515 | 20 | 20 | 20 | 575 | |||||||||
д) совершенствование | МЗ | Республик. и | 50 | - | - | - | 50 | |||||||||
местный | 15 | - | - | - | 15 | |||||||||||
3 | Организация раннего | МЗ | МВД | 1400 | 900 | 600 | 300 | 3200 | ||||||||
4 | Диагностика и лечение | 1898,1 | 1803,6 | 724,4 | 715,0 | 5139,1 | ||||||||||
а) обеспечение полугодового | МЗ | Республик. | 1072,3 | 1072,3 | - | - | 2144,6 | |||||||||
б) обеспечение | МЗ | Республик. | 104,8 | 115,4 | 114,5 | 103,5 | 438,2 | |||||||||
ФОМС | 175,0 | 140,0 | 135,0 | 135,0 | 585 | |||||||||||
в) лечение сопутствующих | РТМО | ФОМС | 69,9 | 91,9 | 91,9 | 88,3 | 342 | |||||||||
г) лечение и питание детей | РТМО | Фонд соц. | 158,7 | 128,0 | 127,0 | 129,4 | 543,1 | |||||||||
Минсоцзащ. и | 158,7 | 128,0 | 127,0 | 129,4 | 543,1 | |||||||||||
Министерство | 158,7 | 128,0 | 127,0 | 129,4 | 543,1 | |||||||||||
5 | Внедрение современных | МЗ | Республик. | 200 | 200 | 400 | ||||||||||
6 | Укрепление материально - | МЗ | 2498,6 | 1569,6 | 639,6 | 640,6 | 5748,4 | |||||||||
а) оснащение оборудованием | МЗ | Республик. | 929 | 929 | - | - | 1858 | |||||||||
б) Перепрофилирование 20 | МЗ | Республик. | 216,0 | 217,0 | 216,0 | 216,0 | 865 | |||||||||
Минсоцзащ. | 216,0 | 216,0 | 216,0 | 217,0 | 865 | |||||||||||
в) расширение отделения до | МЗ | Республик. | 500 | 100 | 100 | 100 | 800 | |||||||||
Минсоцзащ, | 107,6 | 100 | 100 | 100 | 407,6 | |||||||||||
и пенс. фонд | 100 | 7,6 | 7,6 | 7,6 | 122,8 | |||||||||||
г) завершение строительства | МЗ | Республик. | 430 | - | - | - | 430 | |||||||||
7 | Социальная поддержка | 829,3 | 763,0 | 676,2 | 601,1 | 2870,6 | ||||||||||
а) предоставление | Органы | Местный | 249,6 | 171,0 | 138,6 | 92,4 | 651,6 | |||||||||
б) бесплатный проезд на | Местный | 146,8 | 147,4 | 93 | 82,6 | 469,8 | ||||||||||
в) на период амбулаторного | Органы | Местный | 335,7 | 343,5 | 343,5 | 329,1 | 1352,8 | |||||||||
г) на период амбулаторного | Органы | Местный | 97,2 | 101,1 | 101,1 | 97 | 396,4 | |||||||||
Итого | 12461 | 10286,9 | 9152,6 | 5986,8 | 37887,3 |