ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УКАЗ
от 24 сентября 1998 года N 199
О ПРЕОДОЛЕНИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ, ВОЗНИКШИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ С МОНОСТРУКТУРНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Утратил силу. Указ Президента Республики Бурятия:
НГР ru04000200800535 (от 23.09.2008 N 279)
В целях преодоления негативных последствий, возникших на территориях городов и населенных пунктов Республики Бурятия с моноструктурной экономикой, для выработки адресных комплексных мер, направленных на улучшение ситуации на рынке труда и уровня жизни населения, вывода из кризисного и депрессивного состояния градо- и поселкообразующих предприятий постановляю:
1. Утвердить Временный порядок отнесения городов и населенных пунктов с моноструктурной экономикой и кризисных по ситуации на рынке труда и уровню жизни к категории особо кризисных территорий Республики Бурятия и методику отнесения к категории особо кризисных территорий (приложения N N 1, 2).
2. Главам муниципальных образований в месячный срок представить в Правительство Республики Бурятия, Комитет госслужбы, кадровой политики и по работе с местным самоуправлением (Хингелов В.В.) перечень городов и населенных пунктов, находящихся в глубоком социально - экономическом кризисе из-за остановки градои поселкообразующих предприятий, в соответствии с приложениями.
3. Включить в Программу действий Правительства Республики Бурятия на 1998 - 2002 годы разработку проекта закона Республики Бурятия и Программы "О государственной адресной поддержке особо кризисных территорий Республики Бурятия с моноструктурной экономикой".
4. Для подготовки данного законопроекта и выработки мер по преодолению кризиса в городах и населенных пунктах с градо- и поселкообразующими предприятиями образовать республиканскую межведомственную комиссию и утвердить ее состав (приложение N 3).
Возложить на республиканскую межведомственную комиссию функции формирования республиканского реестра особо кризисных территорий с моноструктурной экономикой и разработку государственных адресных комплексных мер по улучшению ситуации на рынке труда, реформированию и финансовому оздоровлению градо- и поселкообразующих предприятий на их территориях.
5. В случае невозможности или нецелесообразности финансового оздоровления градо- и поселкообразующих предприятий межведомственной комиссии определить порядок их ликвидации и разработать меры по обеспечению занятости трудоспособного населения.
6. Органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджетов районов средства для финансирования мероприятий по выводу из кризиса градо- и поселкообразующих предприятий, а также привлекать к финансированию этих мероприятий дополнительные инвестиции.
7. Правительству Республики Бурятия при формировании проекта республиканского бюджета республики на 1999 и последующие годы предусмотреть средства для финансирования мероприятий по выводу из кризиса городов и населенных пунктов республики с моноструктурной экономикой.
8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ КАТЕГОРИИ ОСОБО КРИЗИСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ С МОНОСТРУКТУРНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И КРИЗИСНЫХ ПО СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА И УРОВНЮ ЖИЗНИ
Временный порядок отнесения к категории особо кризисных территорий городов и населенных пунктов с моноструктурной экономикой и кризисных по ситуации на рынке труда и уровню жизни (далее - Порядок) разработан в целях создания единой методической базы для использования органами местного самоуправления при включении городов и населенных пунктов в республиканский реестр особо кризисных территорий.
1.1. Порядок определяет условия, факторы и формы включения в республиканский реестр особо кризисных территорий для оказания им адресной государственной поддержки.
1.2. Объектами включения в республиканский реестр являются города и населенные пункты с монопрофильным промышленным производством, отвечающие следующим условиям:
- интегральная оценка уровня напряженности социально - экономической ситуации в городе или населенном пункте значительно превышает среднереспубликанский;
- предприятие, претендующее на отнесение к градо- и поселкообразующим, должно отвечать следующим требованиям:
- доля основных фондов градо- и поселкообразующего предприятия составляет не менее 50 процентов от общего объема основных фондов, расположенных на территории города или населенного пункта;
- величина объема производства этих предприятий составляет не менее 50 процентов от общего объема производства всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории города или населенного пункта;
- численность работников с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.
2.1. Инициатива постановки вопроса об отнесении к категории особо кризисной территории города или населенного пункта с градо - и поселкообразующими предприятиями принадлежит органам местного самоуправления.
2.2. Выбор особо кризисных территорий осуществляется в следующей последовательности:
- На первом этапе органы местного самоуправления представляют в межведомственную комиссию следующие документы:
- предложение органа местного самоуправления, содержащее перечень показателей в соответствии с формами 1, 2 и обоснование о необходимости отнесения города или населенного пункта к особо кризисной территории;
- план действий органов местного самоуправления по выводу из кризиса территорий с учетом специфики градо- и поселкообразующего предприятия и особенности территории и предложения по решению проблемы сохранения прежних и создания новых рабочих мест.
- На втором этапе межведомственная комиссия проводит комплексный анализ с выездом на место. После анализа производится расчет интегрального показателя в соответствии с методикой расчета интегральной оценки уровня напряженности в социально - экономической сфере, подготавливаются рекомендации по реформированию и финансовому оздоровлению градо- и поселкообразующих предприятий либо по их ликвидации.
- На третьем этапе межведомственная комиссия совместно с органами местного самоуправления:
- готовит проект постановления Правительства Республики Бурятия об оказании адресной государственной и муниципальной поддержки особо кризисной территории;
- разрабатывает проект соглашения между Правительством Республики Бурятия и органом местного самоуправления, определяющего полномочия, обязательства и ответственность сторон по реализации мер, направленных на поддержку и развитие особо кризисных территорий, реформирование и финансовое оздоровление градо- и поселкообразующих предприятий, решения проблем занятости населения и повышения уровня их жизни.
МЕТОДИКА ОТНЕСЕНИЯ К КАТЕГОРИИ ОСОБО КРИЗИСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ С МОНОСТРУКТУРНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И КРИЗИСНЫХ ПО СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА И УРОВНЮ ЖИЗНИ
Тяжесть всех негативных последствий, возникших от кризиса в российской экономике, обрушилась на жителей городов, рабочих поселков и поселений Республики Бурятия.
Большинство поселков и поселений, а их в республике свыше 30 с населением до 30 тыс. человек, развивалось одновременно со строительством новых предприятий в форме моноструктурных производственно - социальных анклавов (комплексов), которые обеспечивали занятость населения, содержали объекты социальной инфраструктуры и жилье.
Последствия кризиса на градо- и поселкообразующих предприятиях естественным образом привели к упадку, остановкам производства, деградации социальной сферы, безработице. Ухудшается состояние здоровья населения, растет алкоголизм, а преступность принимает угрожающие размеры. Население трудоспособного возраста вынуждено переезжать в другие места в поисках работы. Растет и нагрузка на местные бюджеты, увеличиваются расходы на социальные нужды.
В условиях структурных изменений экономики осложняются отношения в области труда. Обострение ситуации на рынке труда происходит вследствие применения пассивных методов решения проблем занятости, главными из которых являются регистрация занятых, сбор статистической информации о вакантных местах и выплатах пособий по безработице.
Нарастание негативных тенденций приводит к обострению социальной ситуации на рынке труда и обуславливает необходимость перехода к активной политике занятости, которая позволит сформировать систему социальной безопасности.
В результате активной политики на рынке труда возможно решение стратегических задач по преодолению кризисных ситуаций в депрессивных поселках и поселениях с неблагоприятными социально - экономическими условиями.
Меры, которые могут быть приняты республиканскими органами исполнительной власти и органами местного управления в рамках активной политики на рынке труда, позволят стимулировать рост видов занятости в соответствии с течением макроэкономических процессов, согласовывать их с конкретными потребностями большинства трудоспособного населения.
Настоящая методика имеет своей целью вооружить специалистов - исследователей инструментом анализа, определяет порядок и последовательность выполнения исследований и в конечном счете систематизирует социальные, экономические и финансовые показатели оценки состояния населенного пункта.
В состав исполнителей по проведению анализа состояния особо кризисных территорий и расположенных на них градо- и поселкообразующих предприятий входят соответствующие федеральные и республиканские органы исполнительной власти и местного самоуправления:
- Органы местного самоуправления;
- Министерство социальной защиты населения и труда;
- Комитет госслужбы, кадровой политики и по работе с местным самоуправлением;
- Комитет по реформированию и финансовому оздоровлению предприятий;
- Министерство промышленности, энергетики и торговли;
- Министерство экономики и внешних связей;
- Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
- Министерство лесного хозяйства;
- Госкомитет по строительству и жилищной политике;
- Государственная налоговая инспекция;
- Министерство финансов;
- Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия;
- Министерство образования и науки;
- Госкомитет по статистике.
Для проведения исследования и принятия мер по выводу из социально - экономического кризиса городов и населенных пунктов и расположенных в них градо- и поселкообразующих предприятий, решения проблем занятости населения, используются данные Госкомстата республики, данные отраслевых министерств и ведомств, специальные социологические исследования, данные органов местного самоуправления (формы 1, 2, 3).
1 этап. Информационно - аналитический
На данном этапе проводится сбор и обработка информации. Результатом работы служит аналитическая записка о социально - экономическом состоянии территории, на которой расположено градо - и поселкообразующее предприятие. Аналитическая записка состоит из следующих разделов:
1. Общая характеристика территории:
- экономико - географическая характеристика;
- демографическая характеристика;
- реестр предприятий с краткой производственно - финансовой характеристикой;
- характеристика производственной и социальной инфраструктуры.
2. Анализ экономики и потенциальных возможностей территории
Необходимо дать количественную оценку уровня развития экономики, выявить существующие диспропорции в развитии и определить круг наиболее острых проблем, требующих первоочередного разрешения. Конечная цель анализа - определить возможности развития территории в условиях изменения структуры хозяйственного комплекса, выявить за счет каких ресурсов, законодательных и других мер эти возможности можно будет умножить и усилить.
За базовый год следует принять докризисный 1991, временной период для анализа - 1995 по 1998 годы.
В целях выявления диспропорций, тормозящих социально - экономическое развитие территории, оцениваются:
- структура хозяйственного комплекса, производственная специализация и экономические связи (характеризуется динамика структуры материального производства, в том числе промышленности, частного сектора экономики, непроизводственных и производственных основных фондов, капитальных вложений, занятости, ввоза и вывоза продукции);
- обеспеченность хозяйства территориальными природными ресурсами (земельными, минеральными, лесными, водными), их ограничивающее влияние на развитие экономики;
- состояние окружающей среды с выделением экологически опасных производств и предприятий;
- масштабы и динамика использования вторичных ресурсов и отходов производства (по соотношению образующихся вторичных ресурсов, производственных и бытовых отходов и их утилизация, в том числе с использованием местных производственных мощностей);
- соответствие производственной инфраструктуры, энергетической базы, транспортного комплекса, ремонтного и складского хозяйства, строительной базы и др. потребностям территории (по данным топливно - энергетического баланса и т.д);
- финансовый потенциал территории и возможности самофинансирования (по финансовому балансу и исполнению бюджетов).
3. Анализ социальной сферы:
- демографическая ситуация, сальдо миграции населения;
- уровень жизни и денежные доходы населения (по данным баланса денежных доходов и расходов населения);
- состояние объектов социальной инфраструктуры;