К 1 января 2011 года обеспеченность территорий муниципальных образований в Республике Бурятия документами территориального планирования и градостроительного зонирования составила:
- генпланы городских округов - 100%;
- схемы муниципальных районов - 100%;
- генпланы городских поселений - 94%;
- генпланы сельских поселений - 59%;
- правила землепользования и застройки для городских и сельских поселений - 41%.
Расширение границ населенных пунктов в соответствии с проектными предложениями генеральных планов поселений в республике предполагается в основном за счет перевода земель сельскохозяйственного назначения (в т.ч. неиспользуемых) и земель лесного фонда. Согласование проектных предложений, в том числе по мероприятиям, касающимся перевода земель сельхозназначения в Республике Бурятия, и подготовка отраслевых заключений на проекты генпланов относится к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений РБ.
Настоящая подпрограмма "Градостроительное планирование развития территорий муниципальных образований в Республике Бурятия" на 2011 - 2015 разработана в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным уставом Республики Бурятия, действующим федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
Подпрограмма направлена на реализацию комплекса правовых, финансово-экономических, организационно-технических, кадровых, научно-методических и иных мероприятий по обеспечению муниципальных образований Республики Бурятия градостроительной документацией и созданию на прочной градостроительной основе условий для эффективного социально-экономического развития территорий и решения органами местного самоуправления вопросов местного значения.
В настоящей подпрограмме под "градостроительным планированием" понимается регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое публичной властью в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в целях создания условий для привлечения инвестиций и активизации строительства, формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека.
Из общей численности населения Республики Бурятия 963,5 тыс. человек в сельских поселениях проживает 418,7 тыс. человек, или 43,4% населения.
В городах и крупных поселках сосредоточена основная часть производительных сил республики, являющаяся, в свою очередь, градообразующей базой. Города и городские округа являются главными потребителями энерго-, био- и техноресурсов, главными полигонами внедрения ресурсосберегающих технологий, инвестиционно-строительной и финансовой активности.
В Республике Бурятия 1392 тыс. квадратных метров жилья отнесены к ветхому и аварийному, что составляет около 7,6% от общего объема жилищного фонда республики (весь жилфонд - 18314,2 тыс. кв. м). Происходит естественное старение существующего жилищного фонда. Для ликвидации этого фонда необходимо определение площадок для строительства микрорайонов нового, современного, быстровозводимого жилья с обеспечением его коммунальной и социальной инфраструктурами.
К числу проблем также относится вопрос по изменению границ населенных пунктов. Многие поселения давно "переросли" границы, установленные ранее разработанными генеральными планами, некоторые жилые образования построены на землях сельскохозяйственного назначения, которые на протяжении последних 15 - 20 лет используются под жилищно-гражданское строительство, но до настоящего времени не переведены в установленном порядке в состав земель населенного пункта.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, конкретизируя и расширяя объем полномочий органов власти муниципальных образований в сфере градостроительной деятельности, устанавливает последствия за бездействие в этой области, что повышает значимость и актуальность деятельности местных органов архитектуры и градостроительства.
В российском градостроительном законодательстве в целях стимулирования муниципальных образований к более быстрой разработке градостроительной документации установлены предельные сроки, по истечении которых при отсутствии градостроительной документации наступают неблагоприятные последствия.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 31 декабря 2012 года не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством (часть 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
С 31 декабря 2012 года не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и иных предусмотренных федеральными законами случаях (часть 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, своевременная разработка градостроительной документации является важнейшим фактором обеспечения нормальной жизнедеятельности муниципального образования, позволяющим исключить случаи возможных нарушений законных прав и интересов физических и юридических лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2006 года в муниципальных районах и городских округах субъекта федерации должны функционировать информационные системы обеспечения градостроительной деятельности. В связи с этим необходимо провести соответствующие подготовительные мероприятия, в том числе по созданию служб (органов), функцией которых будет ведение ИСОГД, их организационно-кадровому и материально-техническому обеспечению.
Между тем, муниципальные образования в Республике Бурятия не обладают достаточным финансовым потенциалом для самостоятельной разработки градостроительной документации за счет средств местных бюджетов. В то же время эффективное социально-экономическое развитие территорий и принятие грамотных управленческих решений, развитие инвестиционной активности, строительства не возможны без генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий. Будучи заинтересованными в стабильном развитии муниципалитетов органы государственной власти Республики Бурятия вправе оказать им необходимую поддержку путем разработки целевой программы, которая способна обеспечить единство подходов в разработке градостроительной документации, ее своевременность, взаимосвязь разрабатываемых документов между собой.
Кроме того, необходимость разработки подпрограммы обусловлена следующими причинами:
- необходимостью внедрения в практическую деятельность принципов наиболее эффективного использования государственных и муниципальных земель с целью улучшения инвестиционного климата и увеличения налогооблагаемой базы использования земель;
- новыми возможностями геоинформационных технологий, применение которых в градостроительном планировании, а также при принятии управленческих решений в сфере градостроительной деятельности, даст значительный экономический эффект и обеспечит минимизацию управленческих ошибок.