Одним из условий эффективности аграрных преобразований является развитие сельского самоуправления. С одной стороны, это объясняется спецификой аграрного производства и вытекающей отсюда необходимостью обеспечить крестьянину свободу хозяйственной деятельности, с другой - спецификой сельских локальных территориальных сообществ. К ним относятся:
- относительно небольшой размер сельских сообществ по причине территориальной рассредоточенности аграрного производства;
- высокая степень адресности (или, наоборот, низкая анонимность) социальных контактов, облегчающая контроль общества за деятельностью своих членов;
- многосторонний, слабо дифференцированный и менее формализованный характер социальных связей;
- сильная зависимость социального статуса членов сообщества от их принадлежности к определенной родственной или соседской общине:
- узость сферы приложения труда и проистекающая отсюда относительно большая социальная и профессиональная однородность населения, нивелировка образа жизни отдельных социальных групп, что увеличивает шансы нахождения общеприемлемых решений;
- удаленность сообществ от центров управления государством и регионами (особенно в условиях России), которая "уменьшается" с развитием разного рода коммуникаций, но не преодолевается до конца (по этой причине сельское население имеет худшие по сравнению с горожанами возможности для воздействия на процесс принятия общегосударственных и региональных управленческих решений);
- низкая социальная мобильность членов сообщества в силу ограниченности спектра социальных ролей;
- солидарность, развитое (главным образом, у коренного населения) чувство местного патриотизма и землячества;
- привязанность к традиционным ценностям и наследуемым образцам общественных отношений;
- существенная ориентация в поведении на местные обычаи и традиции, зачастую в ущерб формальным законам и общегосударственным нормам;
- большая роль в функционировании сообщества неформальных групп.
Следует отметить, что не все перечисленные выше характеристики сельских сообществ в одинаковой степени сохраняют свое значение в условиях урбанизации, когда существенным образом изменяются социальные функции деревни и усиливаются ее взаимосвязи с городом. Например, сокращается занятость населения в сельском хозяйстве, возрастает значение деревни как мест размещения промышленных и инфраструктурных предприятий разного профиля, ее роль в решении рекреационных и экологических проблем. Большое влияние на сельский образ жизни оказывают развитие коммуникаций и интенсивный информационный обмен между городом и селом. Особенно большие изменения происходят в урбанизированных сельских сообществах с преобладанием индустриальных форм производства и расположенных в зонах влияния крупных и средних городов. Развитие средств массовой информации унифицирует образ и стиль жизни селян, ведет к ослаблению значения норм традиционной крестьянской культуры в сознании сельских жителей. Вместе с тем, базовые характеристики сельских локальных сообществ (сильное влияние институтов родства и соседства, особенности социальных связей и мобильности, роль неформальных групп и т.д.) сохраняются и наряду с другими причинами обусловливают необходимость в развитии сельского самоуправления.
Сельское самоуправление - форма народовластия, обеспечивающая сельскому сообществу право и действительную способность контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел.
Население может участвовать в сельском самоуправлении непосредственно (сельский сход, референдум, выборы), а также через выборные и иные органы. Основными принципами организации самоуправления являются:
- самостоятельность и организационная обособленность его органов в пределах собственных полномочий;
- ответственность должностных лиц и институтов самоуправления перед населением;
- соответствие материальных и финансовых ресурсов органов сельского самоуправления выполняемым задачам;
- невмешательство государства и иных управленческих структур в деятельность органов сельского самоуправления. При этом государство может делегировать выполнение отдельных функций и полномочий, что осуществляется посредством соответствующих законодательных актов, на договорной основе и обеспечивается необходимыми материально - техническими, финансовыми и иными ресурсами.
Основными задачами органов сельского самоуправления должны стать:
- организация территории местного сообщества, а именно: принятие планов жилищного и коммунально - бытового строительства; размещение предприятий, находящихся в муниципальной собственности; согласование размещения государственных и иных предприятий; распоряжение землей в границах территории сельского сообщества, находящейся в коллективном пользовании граждан;
- формирование местного бюджета и обеспечение рационального использования финансовых ресурсов, включая установление местных налогов, коммунальных платежей, иных сборов и выплат;
- определение состава должностных лиц, участвующих в органах сельского самоуправления как выборных, так и работающих по найму;
- осуществление природоохранной и социально - экономической политики на подведомственной территории, в том числе регулирование развития социальной сферы.
Особое внимание должно быть уделено социальному обслуживанию населения, в том числе предоставлению услуг хозяйствам населения; защите прав потребителей; адресной социальной защите престарелых, инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей; привлечению средств местных предприятий для благотворительной деятельности; организации за счет мобилизованных местных ресурсов и на долевых началах строительства и ремонта муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально - культурного назначения.
Целесообразно расширить налоговую базу органов сельского самоуправления. Увеличить долю отчислений в их адрес от централизуемых налоговых средств (в частности, от земельного налога). Дополнительными источниками бюджетных поступлений могут стать:
- налоги, сборы и плата за патенты лиц, занимающихся коммерческой индивидуальной деятельностью;
- доходы от реализации и сдачи в аренду имущества, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления;