Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА

Таблица 3.

Основные показатели развития сферы образования в районах республики


Районы

1991 - 1992  гг.

1997 - 1998  гг.

число
  школ

численность
  учащихся, чел.

число
  школ

численность
  учащихся, чел.

Баргузинский

23

5725

24

6129

Баунтовский

15

2776

15

2435

Бичурский

34

6048

33

6670

Джидинский

33

8032

34

8381

Еравнинский

23

4582

20

4882

Заиграевский

40

11309

40

11291

Закаменский

28

8312

29

7803

Иволгинский

16

4404

16

4689

Кабанский

40

12057

37

12883

Кижингинский

24

5169

24

5425

Курумканский

13

4652

13

4938

Кяхтинский

38

8993

29

8705

Муйский

10

5673

9

3970

Мухоршибирский

28

5733

27

6478

Окинский

8

1216

9

1172

Прибайкальский

28

5883

30

5962

Северобайкальский

14

5452

14

4133

Селенгинский

37

11246

37

11282

Тарбагатайский

18

3068

17

3158

Тункинский

28

6260

29

6315

Хоринский

27

4977

27

5409

Всего

525

131567

513

132110

В сельской местности за 4 последних года в силу сложившихся обстоятельств школа приняла на себя традиционные функции социального, культурно - воспитательного, оздоровительного центра, с этим связано появление СПК (социально - педагогический комплекс). В настоящее время в сельской местности функционирует 3 гимназии: в Джидинском, Кабанском, Прибайкальском районах, 3 лицея: в Заиграевском, Кижингинском, Курумканском районах, где обучается 2897 человек.

Сокращение числа сельских школ (в основном малокомплектных) вызывает трудности в подвозе учеников из отдаленных деревень на занятия. Продолжает ухудшаться материально - техническая база сельских школ.

Выпускникам сельских школ труднее поступить в ВУЗ или найти квалифицированную работу.

В условиях кризиса в отдельных районах подготовка школ к новому учебному году производится методом народной стройки.

Число клубов на селе уменьшилось с 659 тысяч в 1990 году до 510 тыс. в 1996, а число мест в клубных учреждениях в расчете на 1000 человек с 168 до 120. В настоящее время больше половины сельских клубов нуждаются в капитальном ремонте или находятся в аварийном состоянии. Из-за отсутствия средств на содержание клубы передаются коммерческим структурам, а их имущество растаскивается.

Отсутствие условий для проведения досуга обуславливает рост антисоциального поведения сельских жителей, усиление непривлекательности сельского образа жизни и способствует миграции из села наиболее активной части трудоспособного населения.

Параллельно процессу сокращения сети учреждений культуры идет свертывание медицинских учреждений.

В 1993 году в соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан РСФСР", принятым Верховным Советом Российской Федерации в 1991 году, и последующих его дополнениях в здравоохранении республики начался сложный и противоречивый процесс перехода от государственной системы на бюджетно - страховую форму медицинского обслуживания. В основу этого Закона легло коренное изменение условий финансирования и деятельности медицинских учреждений. Для реализации обязательного медицинского страхования в республике был создан территориальный фонд обязательного медицинского страхования, приняты документы. Однако введение медицинского страхования привело к противоречивым результатам. С одной стороны у органов управления появился дополнительный источник финансирования здравоохранения. С другой - не получили развитие предусмотренные законом экономические методы управления и моделирования. Модель медицинского страхования, внедряемая в регионах РФ, была разработана для органов здравоохранения, функционирующих в условиях стабильной рыночной экономики. Введение этой модели в условиях кризиса столкнулось с серьезными проблемами, так как медицинские учреждения не располагали необходимыми стартовыми социальными и экономическими условиями.

Переход отрасли в систему медицинского страхования с 1993 г. в условиях экономического кризиса не улучшил финансовое состояние сельского здравоохранения. Произошла замена местных бюджетов, выделяемых на отрасль, средствами ОМС. Районными администрациями существенно снижена доля бюджетных средств на здравоохранение. Так, удельный вес расходов здравоохранения в социальной сфере за время работы в системе ОМС сократился по сельским районам с 23,8 до 15,9 процента. Для сравнения - доля средств на образование в 1993 году составила 57,3%, в 1998 - 56,6%, то есть осталась практически без изменения. Особенно резкое снижение доли бюджетных средств за период с 1993 года произошел в Заиграевском (на 13%), Иволгинском (на 9,7%) районах.

Сеть лечебных учреждений в сельском здравоохранении за период с 1993 по 1998 гг. претерпела значительные изменения: сократилось число участковых больниц с 75 до 57, из них 22 переведены во врачебные амбулатории, 3 врачебные амбулатории закрыты и 22 реорганизованы в фельдшерские пункты, 35 фельдшерских пунктов закрыты. Коечный фонд районных лечебных учреждений сократился на 1524 койки (24%). Такая динамика еще больше усугубляет проблему оказания медицинской помощи, причем самой элементарной, в малочисленных населенных пунктах. В последние годы отмечается снижение обращений населения за медицинской помощью. Так, в 1993 году число посещений на 1 жителя в районах составляло - 6,4, а в 1998 г. - 4,9. Причиной этому явились: ухудшение доступности медицинской помощи, отсутствие внутримежрайонного транспортного сообщения, резкое увеличение стоимости лекарственных средств и низкая платежеспособность населения. Отпуск медикаментов по бесплатным и льготным рецептам снизился по сельским районам с 7,4 в 1993 до 1,96 процента в 1998 году.

Снижение обращаемости населения за медицинской помощью привело к увеличению вызовов скорой помощи. Особенно большое увеличение произошло в Кабанском (на 35,4%), Заиграевском (на 39,1%) и Бичурском (на 30,6%) районах.

В связи с критическим финансированием отрасли лечебные учреждения перешли на режим оказания медицинской помощи по экстренным показаниям. Таким образом, в населении идет накопление хронической патологии, что несомненно поддерживает рост внезапных заболеваний, осложнений и как результат - высокая смертность, повышение объема экстренной помощи в работе лечебных учреждений.

Существующий уровень финансирования не позволяет развить наиболее оптимальную форму организации амбулаторно - поликлинической помощи как семейная (общеврачебная) практика, а также уменьшает объемы стационарной помощи.

Примерно 40% расходов на содержание больничной койки (медикаменты, изделия медицинского назначения, перевязочные средства) обеспечивается за счет средств больных.

В большинстве лечебных учреждений больные несут расходы на питание и постельное белье. В результате чего, несмотря на проводимую реструктуризацию коечного фонда, работа койки продолжает снижаться. В 1993 г. она составляла по районам 277,1; в 1998 г. - 241,3. Для сравнения работа койки по РФ в 1997 г. составила в среднем 302.

В связи с ухудшением социальной защищенности за 5 лет из сельского здравоохранения выбыл 231 врач. Укомплектованность врачебными кадрами по районам составляет около 60%. В большинстве районов не развита специализированная помощь. 26 врачебных амбулаторий и 6 участковых больниц вообще не укомплектованы врачами. Медицинские кадры, особенно на селе, зачастую не имеют возможности повышать свою квалификацию.

За последние годы сокращено строительство учреждений здравоохранения. Отсутствуют средства на поддержание существующей материальной базы, в то время как до 70% сельских ЛПУ размещены в ветхих зданиях. Более 40% приспособленных под лечебные учреждения объектов старой постройки пожароопасны, не выдерживают положенный нормативный температурный режим. Износ основных фондов с годами становится критическим, что грозит разрушениями несущих конструкций поликлиник и стационаров.

В настоящее время в сельской местности проживает 596700 человек, что составляет 64,5% населения республики. Рождаемость в сельских районах традиционно выше, чем у городских жителей. Однако уровень рождаемости за период проведения реформ резко сократился:

           1990   1995   1998

         ---------------------

Родилось  13185   8103   7738

Умерло     6141   7940   7286

Общая смертность селян выше городских жителей на 9,4%, материнская смертность - на 55,8% и младенческая смертность - на 42,6%.

Отмечается тенденция к увеличению общей заболеваемости, главным образом за счет социально обусловленных (туберкулез, венерические болезни, психические расстройства и др.), инфекционных (вирусные гепатиты, кишечные инфекции, клещевой энцефалит и т.д.) и социально опасных неинфекционных заболеваний (болезни органов кровообращения, онкологические заболевания, травмы и отравления, йоддефицитные состояния, болезни органов пищеварения).