ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УКАЗ
от 28 июля 1999 года N 168
О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА
Утратил силу. Указ Президента Республики Бурятия:
НГР ru04000200800381 (от 09.07.2008 N 194)
Экономические преобразования в сельском хозяйстве, сопровождавшиеся реорганизацией колхозов и совхозов, либерализацией цен, изменением системы финансирования, привели к обострению социально - экономической ситуации на селе. Серьезнейшей проблемой становится резкое снижение мотивации к профессиональной, качественной и эффективной работе. Продолжается ухудшение демографической обстановки и уровня жизни населения.
Учитывая сложившееся положение, постановляю:
1. Считать приоритетным направлением экономики Республики Бурятия - развитие агропромышленного комплекса.
2. В основном одобрить Концепцию социального развития села, разработанную Советом по аграрной реформе при Президенте Республики Бурятия (прилагается).
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.) с участием заинтересованных министерств и ведомств в течение второго полугодия 1999 года разработать проект республиканского закона "О социальном развитии села" с последующим рассмотрением на заседании Совета по аграрной реформе при Президенте Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия в I квартале 2000 года.
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.) и Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) до 1 ноября 1999 года разработать и представить на рассмотрение Правительства Республики Бурятия мероприятия по реализации Концепции социального развития села на 2000 год.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Одобрена
Указом Президента
Республики Бурятия
от 28.07.99 N 168
Состояние социальной сферы в целом характеризуется продолжающимся падением уровня и качества жизни, ростом безработицы, ухудшением демографического положения. Такая обстановка сложилась во всех регионах России, в том числе и Бурятии, за годы так называемых реформ. Ранее, в 1990 году, был принят Закон РФ "О социальном развитии села", соответствующее постановление и программа правительства в 1991 году по социальному развитию села, в том числе "Возрождение российской деревни". Согласно этим и другим правовым и программным документам определялись меры по укреплению материально - технической базы АПК и социальной сферы села. На социальное развитие села намечалось выделение централизованных капиталовложений. Устанавливалась система государственной финансовой поддержки АПК с направлением на его развитие ежегодно, начиная с 1991 года, не менее 15% национального дохода страны. Из федерального бюджета предусматривалось финансирование целевых программ и мероприятий по созданию социальной инфраструктуры села, в т.ч. на строительство жилья, школ, объектов культуры и здравоохранения, автомобильных дорог, электрификацию, газификацию, телефонизацию, радиофикацию, водоснабжение населенных пунктов.
Однако, в результате экономических реформ, начатых в 1992 году, функции управления и финансирования социальной сферы села были переданы с федерального уровня на местный уровень, что привело к прекращению финансирования программ, принятых годом раньше. В результате программа и постановления правительства РФ оказались не выполненными.
В постановлении правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" рекомендовалось передать в муниципальную (местную) собственность социальную сферу села. Эта рекомендация реализована лишь частично. Указ Президента РФ о выделении в бюджете отдельной строкой затрат на содержание социальной и инженерной инфраструктуры села, находящейся на балансе сельскохозяйственных предприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях не выполняется.
Из-за отсутствия средств на ремонт и содержание под угрозой разрушения оказался существующий потенциал социальной инфраструктуры в стране, в т.ч. и села. Значительная часть жилого фонда находится в ветхом состоянии. Жители деревень в основном лишены коммунальных удобств.
Критическое положение складывается с очисткой питьевой воды. Из 40 млн. сельских жителей около 17 млн. (42%) потребляют воду низкого питьевого качества, что естественно отражается на здоровье населения. Проблема с питьевой водой остро стоит в отдельных регионах Бурятии. Если за 1986 - 1990 гг. в республике было выделено капитальных вложений на охрану и рациональное использование водных ресурсов 127,5 млн. рублей, то за последние шесть лет они сведены почти на нет. Такая же ситуация с капитальными вложениями на охрану атмосферного воздуха и земель.
Степень ухудшения положения в социальной сфере ярко проявляется в Бурятии. Анализ состояния социальной сферы села в республике Бурятия показывает:
1) Существующая инфраструктура в районах разрушается. Количество медицинских пунктов, услуги почтовой, телеграфной и транспортной связи, а также другие услуги продолжают сокращаться. Лишь развивается частная торговля, частная (коммерческая) перевозка пассажиров.
2) Различия по уровню денежного дохода, занятости, состояния отраслей социальной сферы и демографической обстановки между районами в республике значительны. Так, по уровню денежного дохода на душу населения межрайонные различия в 1996 г. по всем районам в республике составляют 7,3 раза, по уровню затрат на медицинское обслуживание (по всем районам в 1995 году) составляет 40, на образование - 43 процента.
3) Уровень денежного дохода на душу населения в сельских районах значительно ниже, чем в городе (кроме Северобайкальского района), например, в г. Улан-Удэ денежный доход на душу населения в 1996 г. в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике.
4) Денежный доход в 14 сельских районах ниже прожиточного минимума на 10 - 15% в Прибайкальском, Окинском районах, до 36 - 52% соответственно в Хоринском и Бичурском районах. Лишь в шести сельских районах уровень денежного дохода на душу населения выше прожиточного минимума, из которых в 3 районах на 4 - 9%, в двух районах: в Селенгинском - на 46, Баунтовском - на 88 процентов.
5) Уровень занятости населения в общественном производстве снижается в соответствии со спадом производства во всех районах. Рост безработицы продолжается, в основном среди молодежи и женщин. По данным социологических обследований, проведенных секцией Совета социальной проблемы села, в 1997 году в ряде сельских районов 85% молодежи после школы не заняты в производстве. 46% выпускников ПУ и техникумов, 25% - выпускников ВУЗов. Ситуация критическая для молодежи и будущего развития трудовых ресурсов, основного компонента производительных сил.
6) Демографическая ситуация остается неблагополучной. Продолжается естественная убыль населения в ряде районов шестой - седьмой год подряд. Наибольшая естественная убыль в расчете на 1000 человек населения наблюдается в 1994 и 1996 годах в Кабанском (6,9 - 5,7 чел.). Прибайкальском (4,2 - 2,2 чел.), в Заиграевском (3,3 - 2,5 чел.), Бичурском (3,3 - 2,5 чел.) районах. Лишь в нескольких районах: Окинском, Муйском, Северобайкальском, Кижингинском, Еравнинском сохраняется естественный прирост населения.
Естественная убыль населения наблюдается в большей мере в районах, расположенных в бассейне реки Селенга. Эти обстоятельства приводят к необходимости более всестороннего изучения социально - экономической и экологической обстановки в этой зоне.
Изменяющаяся социально - экономическая обстановка негативно отражается на святая святых - на человеческих отношениях, на крепость семейных уз. В Бурятии в 1996 году по сравнению с 1991 уровень брачности снизился почти в 2 раза, в отдельных сельских районах в 2 - 2,5 раза. При относительно малом изменении уровня развода, количество разводов составляет в настоящее время около половины количества браков. На селе уровень ниже, чем в городе, но значительно варьирует по районам. На уровень брачности и разводов кроме экономических факторов, безусловно, влияет и традиция населения, и образ жизни на селе.
Сложившаяся ситуация в социальной сфере приводит к необходимости поиска путей разрешения данной ситуации. И здесь представляется важным изучение и опыта исследований, и разработок по данной проблеме в других регионах, изучение и обобщение мнений глав местных администраций, руководителей хозяйств и специалистов в своем регионе. Так, по данным проведенных социологических обследований в районах республики большинство (64,4%) глав местных администраций, руководителей хозяйств, специалистов различных отраслей народного хозяйства придерживается мнения о необходимости создания единого фонда социального развития села, района, объединяющего местные налоговые отчисления, поступающие трансферты при главах администраций. 20% опрошенных считают, что необходимо создать целевой республиканский фонд социального развития территории. Наряду с этим значительная часть опрошенных (около 40%) предлагает создать систему льгот (льготное налогообложение, освобождение от платы за ресурсы и т.д.) для предприятий и частных лиц, развивающих социальную инфраструктуру или вкладывающих средства на их развитие.
Необходимость формирования фондов социального развития вызывается тем, что без социальной инфраструктуры невозможно улучшать уровень и качество жизни населения. В отмеченных фондах целесообразно сосредотачивать средства из всех возможных источников финансирования: федеральных, субъектов федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, выделяемых в рамках соответствующих целевых программ.
Какие бы ресурсы не изыскивались для улучшения поддержки социального развития села, более основательно решать проблему возможно лишь на основе подъема самой экономики, создания финансовой базы для отчислений на развитие социальной сферы. Экономика, какая бы она ни была, рыночная или иная, она должна развиваться на основе обоснованных производственных отношений. Отсюда определяются и ресурсы и направления инвестиций, принципы паритетности. Нужны определенные правила регулирования отношений между людьми, законы по которым должны развивать экономику и социальную сферу. Жизнь требует выработки политики и программы соответствующей глубины и всесторонности современного кризиса.
В настоящее время идет подготовка к принятию нового Закона РФ о социальном развитии села, такой закон необходим и для Бурятии. Для этого необходимы разработки новых социальных стандартов, социально - экономических и правовых нормативов регулирования доходов, трудовых отношений, направленных на улучшение демографической обстановки и занятости населения.
Необходимость разработки социальной политики вызывается рядом обстоятельств. Одним из них является то, что именно разработка социальной политики дает возможность оценить роль регулирования отношений в обществе. Мировой опыт подтверждает, что без участия государства в регулировании отношений между отраслями, внутри отраслей, регионами и сферами невозможно решать экономические и социальные проблемы при любой социально - экономической системе.
В современных условиях наиважнейшей социальной проблемой становится массовая безработица и на селе и в городе. Снижение занятости экономически активного населения в условиях непрекращающегося спада производства, инфляции, затухания инвестиций в материальное производство и другие отрасли народного хозяйства усиливает социальную напряженность, представляет серьезную социальную опасность.
Серьезнейшей проблемой в сфере труда становится резкое снижение мотивации к профессиональной качественной и эффективной работе. Это обусловлено также целым рядом причин:
во-первых, нарушена связь заработной платы с результатом труда, с квалификацией и уровнем профессионализма работников; во-вторых, усилилась необоснованная дифференциация заработной платы по категориям и сферам занятости, усилилась также зависимость рядовых работников от администрации; в-третьих, практически полностью отсутствует моральный стимул к труду.
Продолжающееся ухудшение демографической обстановки и уровня жизни населения по сравнению с другими регионами и средними показателями по России, вызывает необходимость разработки региональной социальной политики для Бурятии.
Цель региональной социальной политики - создание условий для последовательного улучшения уровня и качества жизни на основе восстановления реальной (не теневой) экономики.
Для реализации социальной политики необходимы новые обоснованные региональные социальные стандарты (прожиточный минимум, минимальный уровень заработной платы, научно - обоснованные нормы питания и др.) и финансовые нормативы регулирования дифференциации доходов населения, трудовых отношений, социальных гарантий и др.
Для выработки и принятия региональной социальной политики нами разработана концепция социальной политики.
Решению социальных проблем в регионе посвящены следующие программы: Федеральная Программа социально - экономического развития РБ, утвержденная 15.04.96 постановлением Правительства РФ, Республиканская целевая программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса в РБ на 1996 - 2000 гг. и Программа действий Правительства РБ на 1999 - 2002 годы.
На территории республики действует ряд отраслевых федеральных программ в сферах: социальной защиты населения - "Социальная поддержка инвалидов", "Дети - инвалиды", "Усиление борьбы с преступностью", "Дети Севера", "Летний отдых"; в сфере жилищной политики - "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку, сотрудников ОВД, а также членов их семей", "Федеральная миграционная программа", "Программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера"; в области здравоохранения - "Безопасное материнство", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи", "Неотложные меры по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижению уровня преждевременной смертности населения"; в сфере культуры - "Сохранение и развитие памятников культуры и искусства".
Разделы Федеральной программы полностью включают направления отдельных социальных федеральных программ, дополняя их мероприятиями социальных Программ РБ: "Молодежь Бурятии", "Развитие жилищно - коммунального хозяйств Республики Бурятии", "Реформа профессионального образования Республики Бурятия". Однако, эти программы не содержат конкретных мероприятий, относящихся к поддержке социальной инфраструктуры села, в них также не определены источники финансирования и механизмы поддержки сельской инфраструктуры. В условиях кризиса отраслевые министерства вынуждены направлять основное внимание на поддержку центральных учреждений, что приводит к сокращению численности малокомплектных школ, детских дошкольных учреждений, амбулаторий, медпунктов в небольших сельских поселениях.
Анализ отдельных направлений Федеральной Программы показывает, что ни в одном из ее разделов не выделены мероприятия по выводу из кризиса социальной сферы села, кроме того, с точки зрения реалий сегодняшнего дня, эта Программа, основанная на экономических преобразованиях начала периода реформирования, в настоящее время уже устарела.
Республиканская целевая программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса в РБ на 1996 - 2000 гг. разработана во исполнение Указа Президента РФ от 16.04.96 N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развития реформ в агропромышленном комплексе", постановления Правительства РФ от 21.06.96 N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развития реформ в агропромышленном комплексе". Основные положения Программы были направлены на укрепление агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, сближение уровня доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора. Выполнение программы предполагалось до 2001 года с поэтапным решением задач.
В разделе "Социальное развитие села" подчеркивается, что ход аграрных реформ во многом определяется состоянием и перспективами социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Решение проблем социального развития села должно было осуществляться на основе реализации Федеральных и республиканских целевых Программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения в сельской местности и разрабатываемых в районах комплексных программ социального развития села. Возведение новых объектов социальной сферы предусматривалось за счет создания фондов социального развития села, которые должны были формироваться за счет республиканского и местных бюджетов. Улучшение обеспечения сельского населения товарами и услугами предполагалось за счет развития учреждений потребительской кооперации. Однако вследствие общего финансового и экономического кризиса в республике эти мероприятия так и остались не реализованными.
В настоящее время на территории РБ реализуется Программа действий Правительства РБ на 1999 - 2002 гг., направленная на преодоление кризиса и достижение стабилизации в экономике и социальной сфере, как необходимого условия для перехода к устойчивому экономическому росту. В Программе целью социальной политики является периодическая корректировка ее курса в зависимости от сложившейся экономической ситуации, увязанной с необходимостью решения в 1999 г. следующих задач:
- достижение ощутимого перелома в улучшении материального положения и условий жизни населения республики;
- сокращение масштабов бедности;
- создание условий для эффективной занятости населения;
- сохранение и поддержка объектов социальной сферы.
Мероприятия социальной политики (раздел 4) содержат свод предложений министерств, ведомств по поддержанию социальной сферы без выделения отдельно мероприятий, реализующихся непосредственно в сельской местности. Из всего свода предложений лишь п. 185 "Реформирование сельского здравоохранения" и п. 212 "Завершение строительства объектов учреждений образования" посвящены непосредственно селу.
Анализируя существующие программы, а также программы, разработанные социальными министерствами и ведомствами, видно, что они не отражают истинного положения отраслей социальной сферы села, основной акцент при разработке программных документов смещается в пользу городского жителя, тем самым углубляется процесс расслоения населения. При этом не учитывается низкий уровень доходов сельского населения. Эта огромная проблема в развитии общества не должна замалчиваться и углубляться. Необходима продуманная и взвешенная политика Правительства Республики Бурятия, разработка концептуальных подходов к решению данной задачи.
Социальная ситуация в сельской местности сформировалась под влиянием следующих процессов: во-первых, проведения экономических преобразований в сельском хозяйстве; во-вторых, реализации на территории РБ отдельных федеральных социальных программ; в-третьих, осуществления социальных программ, обусловленных спецификой республики.
Экономические преобразования в сельском хозяйстве, сопровождавшиеся реорганизацией колхозов и совхозов, либерализацией цен и внешней торговли, изменением старой системы финансирования и переводом объектов социальной сферы на баланс местных администраций, привели к обострению социально - экономической ситуации на селе.
Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию вызвал дифференциацию доходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий и, как следствие, привел к резкому разрыву в заработной плате (и доходов в целом) работников промышленности и сельского хозяйства. За 1995 - 1998 гг. размер среднемесячной оплаты труда работников сельского хозяйства остался на прежнем уровне и составил в 1998 году лишь 25% зарплаты занятых в промышленности, 18,6% - в строительстве, 19% - транспорте, 22,3% - в связи, 50% - от оплаты труда в здравоохранении, образовании, науке и научном обслуживании и 83,1% - от прожиточного минимума населения республики.
Среднемесячная заработная плата работников
Отрасль промышленности | Среднемесячная | 1998 | |
1998 г. | 1997 г. | ||
Всего | 1059 | 979 | 108 |
Промышленность | 1289 | 1166 | 111 |
Сельское хозяйство | 325 | 326 | 99 |
Лесное хозяйство | 568 | 536 | 106 |
Транспорт | 1720 | 1571 | 109 |
Связь | 1458 | 1366 | 107 |
Строительство | 1746 | 1738 | 101 |
Торговля и общественное питание, | 856 | 810 | 106 |
в том числе: | |||
общественное питание | 657 | 638 | 103 |
Материально - техническое снабжение | 1960 | 1588 | 123 |
Жилищно - коммунальное хозяйство | 1199 | 1117 | 107 |
Непроизводственные виды бытового | 968 | 849 | 114 |
Здравоохранение, физкультура и спорт | 663 | 625 | 106 |
Народное образование | 666 | 631 | 106 |
Культура и искусство | 594 | 570 | 104 |
Наука и научное обслуживание | 760 | 677 | 112 |
Финансы, кредит, страхование | 2072 | 1918 | 108 |
Управление | 1574 | 1298 | 121 |