Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия осуществляет контроль исполнения законодательства и обязательств при использовании и распоряжении республиканским имуществом, находящимся в оперативном управлении республиканских учреждений, органов государственной власти Республики Бурятия, а также переданным в установленном порядке иным лицам, путем проведения выездных и документальных проверок. При выявлении нарушений, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, принимаются необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе действия, необходимые для привлечения к административной ответственности юридических лиц, должностных лиц и граждан за правонарушения в области охраны имущества, находящегося в собственности Республики Бурятия.
Основными задачами, решаемыми в ходе проведения проверок, являются:
1) проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок управления, использования и распоряжения государственным имуществом, обеспечения его сохранности;
2) проверка целевого и эффективного использования государственного имущества. В данном случае осуществляется сверка фактического наличия, достоверности и полноты представленной в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия информации по основным средствам, необходимой для включения в реестр республиканского имущества, а также правильность отражения в бухгалтерском учете движения основных средств;
3) выявление резервов повышения эффективности использования государственного имущества, в том числе повышение неналоговых доходов республиканского бюджета за счет передачи в аренду или приватизации излишнего, неиспользуемого недвижимого имущества;
4) выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, таких как:
- ненадлежащее исполнение должностными лицами обязанностей по обеспечению сохранности имущества, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия;
- неправомерное распоряжение объектами нежилого фонда, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия, без разрешения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия;
- неправомерное предоставление транспортных средств в пользование посторонним лицам;
- использование республиканского имущества не в соответствии с осуществляемой деятельностью и назначением имущества;
- самовольное строительство объектов недвижимости;
- нарушение границ земельных участков, непринятие мер по сохранению межевых знаков;
- самовольное предоставление земельных участков в пользование посторонним лицам.
В результате проведенных проверок требований действующего законодательства при использовании республиканского имущества руководителям республиканских учреждений выдаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В случаях выявления административных правонарушений, указанных в статьях 68, 70 и 73 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 N 2003-IV "Об административных правонарушениях", уполномоченными должностными лицами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия составляются протоколы об административных правонарушениях и направляются в органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
В результате принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений, в ходе которых оформляется техническая документация на объекты недвижимости, оформляются документы на находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании земельные участки, осуществляется государственная регистрация права оперативного управления и права собственности Республики Бурятия на объекты недвижимости.
В отношении имущества, которое не обеспечивает выполнение государственных функций и полномочий Республики Бурятия, принимаются решения об его изъятии и вовлечении в хозяйственный оборот путем его приватизации, передачи в возмездное и безвозмездное пользование. Кроме этого, имущество может передаваться в собственность муниципальных образований в Республике Бурятия для использования имущества в целях реализации каких-либо полномочий органов местного самоуправления, в том числе для открытия групп дошкольного образования (детских садов), организации отдыха и оздоровления детей и т. п.