Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2011 - 2017 ГОДЫ" (с изменениями на: 02.06.2017)


5. Выполнение программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в учреждениях системы Минздрава Республики Бурятия


С 2005 по 2009 годы состояние системы здравоохранения претерпело ряд существенных изменений в ходе участия Республики Бурятия в проектах, направленных на реформирование существующей системы:

- приоритетный национальный проект "Здоровье";

- региональный пилотный проект, направленный на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, - повышение качества и доступности оказания медицинской помощи за счет повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения на основе создания рыночных механизмов и конкурентной среды между производителями медицинских услуг. На основе соглашения Правительства Республики Бурятия и Минздравсоцразвития РФ Республика Бурятия самостоятельно приняла участие в реализации пилотного проекта по повышению качества услуг в сфере здравоохранения по двум направлениям - перевод учреждений здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование и внедрение частичного фондодержания на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений, имеющих прикрепленное и застрахованное в рамках обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) население.

С 2008 года взамен оплаты медицинской помощи за единицу объема применяются:

- по амбулаторно-поликлинической помощи - подушевое финансирование с фондодержанием;

- по стационарной помощи, помощи в условиях дневного стационара - оплата по средней стоимости стационарного лечения с учетом профиля отделения. При этом плановая стационарная помощь, помощь в условиях дневного стационара оплачивается за счет подушевого норматива финансирования амбулаторно-поликлинической помощи, экстренная стационарная помощь - за фактическое количество случаев лечения в пределах согласованных объемов.

В 2008 году в Республике Бурятия осуществлялся постепенный переход учреждений здравоохранения на новую систему оплаты труда медицинских работников, ориентированную на конечный результат их деятельности с установлением доплат и надбавок в виде выплат компенсационного и стимулирующего характера.

При анализе основных объемных показателей стационарной, амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской помощи отмечена позитивная тенденция к дальнейшему сокращению объемов стационарной медицинской помощи за счет увеличения внедрения стационарозамещающих технологий. Отмечается положительная тенденция к уменьшению объемов скорой помощи.

Основные меры по сохранению и укреплению здоровья граждан были направлены на обеспечение доступности профилактической и лечебно-диагностической помощи на амбулаторном этапе. Увеличение числа амбулаторно-поликлинических посещений с 7,273 посещения на 1 жителя в год в 2005 году до 8,143 посещения на 1 жителя в год в 2009 году способствовало раннему выявлению заболеваний, снижению числа обострений и осложнений при хронической патологии, а также уменьшению объемов стационарной медицинской помощи с 2,995 койко-дня на 1 жителя в год в 2005 году до 2,757 койко-дня на 1 жителя в год в 2009 году, числа вызовов скорой медицинской помощи с 0,330 на 1 жителя в 2005 году до 0,32 на 1 жителя в 2009 году - наиболее ресурсоемких по сравнению с другими видами медицинской помощи.

Объем помощи в круглосуточных стационарах на 2009 год составил 2,757 койко-дня, план койко-дней выполнен на 98%. За последние 5 лет объем стационарной медицинской помощи сократился на 7,8%.

Руководители медицинских организаций на основании анализа количественных и качественных показателей деятельности ведут работу по сокращению неэффективно работающих коек, перепрофилированию больничных коек в койки дневного стационара.

В результате чего наблюдается тенденция к дальнейшему сокращению объемов стационарной медицинской помощи за счет внедрения стационарозамещающих технологий и смещения объемов медицинской помощи из круглосуточного стационара на амбулаторно-поликлиническое звено.

Объем оказания амбулаторно-поликлинической помощи в 2009 году составил 8,143 посещения на 1 жителя в год. Запланированные объемы амбулаторно-поликлинической помощи выполнены на 101,4%. По сравнению с 2005 годом в 2009 году объем посещений увеличился на 12,0%. Увеличение объема оказания амбулаторно-поликлинической помощи по сравнению с предыдущими годами происходит за счет оптимизации режима работы амбулаторно-поликлинических учреждений, продления часов приема больных, увеличения укомплектованности врачами участковых служб, проведения дополнительной диспансеризации в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье".

Объем помощи в дневных стационарах всех типов в 2009 году составил 0,673 пациенто-дня на 1 жителя в год, план выполнен на 101,7%. Объемы оказания стационарозамещающей помощи в Республике Бурятия превышают рекомендуемые нормативы на 16%, что свидетельствует о том, что в регионе в учреждениях здравоохранения проводятся мероприятия по развитию стационарозамещающих технологий.

Объем оказания скорой медицинской помощи составил в 2009 году 0,320 вызова на 1 жителя в год, при плане - 0,318 вызова на 1 жителя в год. План выполнен на 100,6%. По сравнению с 2005 годом, в 2009 году показатель объема скорой медицинской помощи уменьшился на 0,02 вызова на 1 жителя в год, а объем оказания скорой медицинской помощи уменьшился на 5,9%, т.е. намечается тенденция к уменьшению объемов ресурсоемкого вида медицинской помощи.

Сроки ожидания получения плановой медицинской помощи в амбулаторных условиях составляют в настоящее время не более 14 дней, стационарных условиях - не более 37 дней.

В структуре расходов по видам медицинской помощи по сравнению с 2005 годом в 2009 году отмечается повышение доли расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь (с 22,8% до 24,2%), дневной стационар (с 5,1% до 5,5%), как отражение - развитие сети общеврачебной практики и повышение доступности первичной медицинской помощи и снижение доли расходов на стационарную помощь с 60,5% до 57,9%, скорую медицинскую помощь с 7,1% до 6,9%.

В 2009 году фактические показатели финансирования территориальной Программы в расчете на 1 жителя увеличились по сравнению с 2005 годом на 83,7% и составили 6584,6 рубля (2005 год - 3583,9 рубля). В том числе финансирование Территориальной программы ОМС по сравнению с 2005 годом увеличилось на 78,1% и составило 3268500,0 тыс. руб. (2005 год - 1835300,0 тыс. руб.). Однако по итогам 2009 года дефицит территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Бурятия составил 4,9 млрд. руб. (43,6%). Рост дефицита Программы обусловлен существенным (в 1,7 раза) ростом федерального норматива при ограниченных возможностях республиканского и муниципальных бюджетов.

В динамике наблюдается рост размера межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на ОМС неработающего населения (таблица 1).

Наименование показателей

2009

2010

2011

2012

Страховые взносы на ОМС неработающего населения, тыс. руб.

1527,4

1571,6

1788,5

2094,8

- в расчете на одного неработающего, руб.

2384,5

2399,9

2648,4

3156,7

в том числе для обеспечения потребности в финансовом обеспечении медицинской помощи сверх базовой программы ОМС, тыс. руб.

-

-

-

-

     ________________

<*> При наличии источников финансирования.

Размер межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на ОМС неработающего населения, в период с 2009 года по 2012 год предназначен на обеспечение медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

В 2008 году в Республике Бурятия осуществлялось одноканальное финансирование учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования путем включения в тариф на оплату медицинской помощи в системе ОМС всех статей затрат. В 2009 году, несмотря на положительный опыт работы в условиях одноканального финансирования, по причине наличия значительного дефицита финансирования территориальной Программы и невозможности выполнения нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи выше нормативов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 N 913 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год", одноканальное финансирование не осуществлялось.

Дефицит финансирования территориальной Программы незначительно снижается в 2011 - 2012 годах и составляет в 2011 году 42,2%, в том числе по территориальной программе ОМС - 42,5%, в 2012 - 40,8%, по территориальной программе ОМС - 40,6%. Наличие значительного дефицита финансирования территориальной Программы не позволяет обеспечить нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в 2011 году в размерах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год (постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782).

Существующий в настоящее время дефицит территориальной Программы государственных гарантий не позволяет эффективно развивать региональную систему здравоохранения и приобретать современное медицинское оборудование. В результате доля медицинских учреждений республики, техническое оснащение которых позволяет соблюдать стандарты оказания медицинской помощи, составляет 30% для стационаров и 50% для учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.