ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 1996 года N 125
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 1997 - 2006 ГОДЫ"
Наименование в редакции постановления Правительства РБ от 30.05.2006 N 154
Фактически утратил силу, поскольку истек срок действия
Изменения: НГР ru04000200600167
Правительство Республики Бурятия отмечает, что Республика Бурятия обладает туристским потенциалом, полное использование которого способно в значительной мере удовлетворить потребность в отдыхе населения как самой республики, так и других областей Сибири, Севера и Востока России, что является достаточной предпосылкой для создания в Бурятии высокодоходного туристско - рекреационного комплекса как одного из перспективных секторов развития экономики республики. Вместе с тем в числе факторов, негативно влияющих на состояние сферы туризма, выделяются слабая нормативно - правовая база, недостаточные гарантии соблюдения прав туристов, отсутствие стимулов развития въездного и внутреннего туризма, неразвитость инфраструктуры туризма (транспорт, связь, торговля).
В целях определения ориентиров развития сферы туризма на период до 2005 года и выработки его основных направлений Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую Программу "Развитие туризма в Республике Бурятия на 1997 - 2006 годы" (прилагается).
В редакции постановления Правительства РБ от 30.05.2006 N 154
2. Республиканскому агентству по туризму (Максанова Л.Б-Ж.) обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
Пункт 2 в редакции постановления Правительства РБ от 30.05.2006 N 154
3. Рекомендовать главам местных самоуправлений районов и городов разработать свои программы развития туризма на 1997 - 2005 годы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Нимаеву Л.Ч.
Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Бурятия
В.К.АГАЛОВ
Управляющий Делами Президента и
Правительства Республики Бурятия
Р.Б.ГАРМАЕВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ" НА 1997 - 2006 ГГ. Наименование в редакции постановления Правительства РБ от 30.05ю.2006 N 154
Настоящая Программа направлена на создание правовой организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии в Республике Бурятия, содействия развитию материальной базы туризма. Программа подготовлена на основании Программы действий Правительства Республики Бурятия на 1996 - 1998 годы (постановление от 29.12.95 N 437).
При разработке программы были учтены положения Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.), Гаагской декларации по туризму (1989 г.), Осакской конференции министров по туризму (1984 г.), официальные материалы Всемирной туристской организации (ВТО).
Использованы следующие материалы:
Закон Республики Бурятия "О туризме",
Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации" (1995 г.),
Федеральная программа социально - экономического развития Республики Бурятия на 1996 - 2005 гг.",
Территориальная комплексная схема охраны природы бассейна озера Байкал (ТерКСОП),
Проект ЦНИИП реконструкции городов "Главные рекреационные зоны и схемы основных туристских маршрутов в Бурятской ССР" (1990 г.).
Научный отчет Института географии СО АН "Перспективы использования рекреационных ресурсов территорий, прилегающих к озеру Байкал" (1987 г.).
"Основные положения Генерального плана развития экотуризма в регионе озера Байкал", выполненных фирмой "Консталтинг сервисез" при координации Мирового банка реконструкции и развития (1995 г.).
Программа носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования. Реализация программы предполагает органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Система мероприятий Программы рассчитана на выделение средств из республиканского бюджета в пределах ежегодных ассигнований с учетом индексации, а также открывает широкие возможности для привлечения средств из внебюджетных источников.
Программа подготовлена Государственным комитетом Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту при участии Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, министерств и ведомств Республики Бурятия, Байкальского института рационального природопользования, Байкальской региональной ассоциации туризма.
Состояние сферы туризма в Республике Бурятия к 1995 году характеризуется как кризисное.
Резко снижены объемы обслуживания и поступления от туризма в бюджет, на 80% изношена материальная база, до минимума сокращено количество рабочих мест. В структуре туропотока выездной туризм преобладает над въездным, количество вновь созданных предприятий туризма незначительно, большинство из них не имеет собственной материальной базы. На состояние сферы туризма негативное влияние оказывает ряд причин и условий, как общих для Российской Федерации, так и специфических, свойственных Республике Бурятия.
Бурятия, обладая значительным туристским потенциалом, включающий природно - рекреационный и историко - культурный аспекты, занимает одно из последних мест на российском рынке туризма и практически не представлена на международном рынке.
Вместе с тем современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и потребительских расходов. По прогнозам Всемирной туристской организации, высокие темпы роста показателей в сфере туризма сохранятся до 2010 г., к которому количество международных туристских поездок и поступлений от туризма удвоятся.
Мировой опыт показывает, что наличие туристского потенциала позволяет даже странам, не относящимся к числу экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном условии - проведении активной государственной политики в области развития туризма. Основными направлениями этой политики являются защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристского продукта, всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, за счет чего обеспечивается мультипликативный эффект и бюджетные поступления, улучшается платежный баланс страны, создаются новые рабочие места. Формы поддержки варьируются от прямых государственных инвестиций в туристскую инфраструктуру, на подготовку кадров, научное и рекламно - информационное обеспечение, продвижение национального туристского продукта на мировом рынке, до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.
В Республике Бурятия до 1996 г. государственные инвестиции в развитие туризма не производились, меры государственной поддержки сферы туризма не принимались. Исключение составляет факт бюджетного финансирования Государственной фирмы "Байкалтурист", которое не изменило ситуацию в целом.
В настоящее время, в условиях крайне ограниченных возможностей государственных инвестиций, не исключая полностью использования данного источника, акцент должен быть сделан на различные формы государственного стимулирования инвестиций, в том числе иностранных.
Наиболее важна роль государственного бюджета в создании системы научного и рекламно - информационного обеспечения, продвижения туристского продукта Бурятии на внутреннем и внешнем рынках, создании системы подготовки и переподготовки кадров для туризма, поддержке таких видов туризма как массовый спортивно - оздоровительный, экологический, социальный.
Более половины бюджета национальных туристских администраций направляется на цели научного, рекламно - информационного обеспечения, подготовку кадров.
Практика стран с развитой индустрией туризма указывает на необходимость развития сферы туризма программными методами, что позволяет оптимизировать осуществление государственной политики в этой области и быстрее достигать ожидаемых экономических эффектов.
Настоящая программа согласуется в основных своих положениях с Федеральной целевой программой "Развитие туризма в Российской Федерации" (1995 г.) и является логическим развитием и конкретизацией положений, заложенных в Федеральную программу социально - экономического развития Республики Бурятия на 1996 - 2005 годы (подпрограмма N 8 "Развитие туристско - рекреационного комплекса").
Указанные программы содержат разделы, предусматривающие строительство и реконструкцию 16 объектов туризма и санаторно - курортной сферы на территории Республики Бурятия, что является достаточным на данном этапе (табл. 2).
Основные задачи Программы состоят в следующем:
- содействие в создании современного отечественного рынка туризма на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий и организаций;
- участие в формировании современной нормативно - правовой базы развития туризма на основе нормативно - правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия;
- организация и управление развитием туризма, в том числе:
- создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
- программное обеспечение отдельных перспективных и социально значимых видов туризма;
- программное обеспечение развития туризма в перспективных для этого городах и районах республики;
- развитие предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого и среднего бизнеса, защита внутреннего туристского рынка;
- интеграция Бурятии в систему отечественного и мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма;
- реализация в Бурятии принятой ООН концепции устойчивого развития туризма, как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;
- разработка и внедрение прогрессивных технологий туристского обслуживания;
- стимулирование развития материальной базы (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения инвестиций;
- создание и совершенствование системы информационного обеспечения сферы туризма, проведение активной рекламной политики;
- участие в создании современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
- участие в развитии отраслевой туристской науки, осуществление комплекса научных исследований в масштабах Бурятии;
- изучение состояния и состава ресурсов туризма Республики Бурятия, их кадастрирование, квотирование, мониторинг.
Следует выделить два временных этапа работ по реализации Программы:
- первый этап (1997 - 1999 гг.) включает в себя разработку и реализацию системы мероприятий Программы, направленных на формирование нормативно - правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно - информационного, кадрового и научного обеспечения. На этом этапе ожидается стабилизация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма;
- второй этап (2000 - 2005 гг.) предполагает завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров, активизацию инвестиционной деятельности в сфере туризма, развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта Бурятии на мировом рынке. На этом этапе предполагается дальнейший рост туристских потоков.
Исходя из целей, задач и этапов Программы, разработана система мероприятий по ее реализации.
Система программных мероприятий охватывает основные направления государственной политики в области туризма и предусматривает на 1997 - 1999 гг.:
- формирование нормативно - правовой базы развития туризма;
- совершенствование системы управления в сфере туризма;
- стимулирование развития материальной базы;
- рекламно - информационное обеспечение продвижения туристского продукта;
- подготовку туристских кадров;
- научное обеспечение туризма на 2000 - 2005 гг.;
- активизация инвестиционной деятельности;
- рекламно - информационное обеспечение продвижения туристского продукта на мировой рынок;
- подготовку туристских кадров;
- научное обеспечение туризма;
- мониторинг, сохранение ресурсов туризма.
Программные мероприятия предполагается выполнять в согласованном порядке и во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму, органами управления туризмом Иркутской, Читинской областей, с привлечением органов управления туризма Республики Саха - Якутия, Республики Тува, Монголии, в контакте с международными, российскими, региональными организациями и ассоциациями.
Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития туризма, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области.
Мероприятия по формированию нормативно - правовой базы туризма предусматривают применение нормативно - правовых актов Российской Федерации, издание и применение нормативно - правовых актов Республики Бурятия в соответствии с Законом Республики Бурятия "О туризме".
Мероприятия по совершенствованию системы управления в сфере туризма предполагают развитие государственных органов управления туризмом в соответствии с объемом выполняемых ими функций, необходимостью выполнения задач по управлению развитием туризма, а также развитие форм негосударственного управления в сфере туризма, создание системы статистики туризма в соответствии с мировой практикой.
Особое место в системе управления занимает работа по внедрению систем сертификации и лицензирования туристской деятельности, страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих, обеспечению их безопасности.
Мероприятия по стимулированию развития материальной базы предусматривают разработку предложений по механизмам финансирования реконструкции и строительства важнейших туристских объектов, включая объекты инфраструктуры туризма, за счет преимущественно внебюджетных источников, содействие в продвижении инвестиционных проектов, направленных на развитие средств размещения и туристской инфраструктуры, подготовку государственных решений, стимулирующих инвестиционную деятельность.