Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Концепция государственной поддержки агропромышленного комплекса Республики Бурятия


В настоящее время в экономике Республики Бурятия происходят коренные перемены - от глубокого десятилетнего социально - экономического кризиса к оживлению и подъему, от выживания к экономическому росту. Вместе с тем, экономика села в силу инерционности производства и зависимости от внешних факторов воздействия стабилизируется крайне медленно. Развитие АПК характеризуется нестабильностью его финансово - экономической системы, разбалансированностью интересов его участников. Ухудшается экономическое состояние предприятий аграрной сферы, а вместе с тем и связанных с нею отраслей (организаций) агропромышленного производства. Выделение государственных средств на поддержку и развитие АПК имеет явную тенденцию к относительному снижению.

Данная Концепция разработана в целях реализации "Стратегии перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.05.2002 года N 159, и Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 гг., принятой Законом Республики Бурятия от 6 июля 2001 года N 766-II.

Государственная поддержка организаций агропромышленного производства осуществляется в форме льготного кредитования, выделения дотаций и компенсаций на производство отдельных видов продукции, прямого субсидирования производственных и социальных программ развития АПК.

За период 1996-2002 гг. размер государственной поддержки сельхозорганизаций из республиканского бюджета повысился на 84,9%, а себестоимость продукции, производимой ими, увеличилась более чем на 100% (по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия), то есть рост затрат в сельском хозяйстве опережает темпы роста государственной поддержки.

Рост валовой продукции сельского хозяйства в 2002 году к уровню 1999 года составил 2,45 млрд. рублей или 61%. Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности выработано товарной продукции в 2002 году по сравнению с 1999 годом на 3,6 млрд. рублей больше или на 72%.

Вместе с тем выручка от реализации сельскохозяйственной продукции по коллективным предприятиям возросла за этот период в 2,2 раза, убытки от реализации продукции снизились более чем в 3 раза.

За последние 4 года сумма государственной поддержки организаций агропромышленного производства из республиканского и федерального бюджетов на возвратной и безвозвратной основе составила 703,2 млн. рублей. За этот период отчислено в бюджет сельскохозяйственными организациями и предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в виде налогов и сборов 1284,5 млн. руб., или на 1 рубль вложенных из республиканского бюджета средств получено отдачи в бюджет 1,82 руб., в том числе сельскохозяйственными организациями - 0,40 рублей.

Основные виды государственной поддержки агропромышленного комплекса Республики Бурятия:

1. Льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей. Правительство Республики Бурятия компенсирует часть процентов за пользование кредитами из средств республиканского бюджета.

Основные направления кредитования:

- проведение сезонных работ в сельском хозяйстве;

- сезонный закуп сырья перерабатывающими предприятиями;

- развитие ЛПХ через сельские кредитные кооперативы;

- приобретение отечественной техники и племенного скота для сельскохозяйственных товаропроизводителей на условиях лизинга;

- инвестиционные кредиты в АПК.

2. Дотирование отрасли. Наиболее значительный удельный вес дотаций выделяется на производство молока, причем основная ее сумма сосредоточена в крупных сельскохозяйственных организациях, занимающихся производством молока.

Валовой надой молока в коллективных сельскохозяйственных организациях составил 24 336 тонн в 2002 году, что составляет 94,5% к уровню прошлого года. Поголовье коров за этот же период снизилось на 9,4%. В то же время сумма дотаций увеличилась на 3,5 млн. рублей (на 18,8%). Но благодаря государственной поддержке сократился темп спада поголовья коров и объёмов производства молока в сельскохозяйственных предприятиях. Так 2002 году по сравнению с прошлым периодом уровень спада поголовья коров снизился на 3,3%, а объемов производства молока - на 9,5%. Количество хозяйств с удоем на фуражную корову выше 1400 кг возросло за год на 10.

Аналогичная ситуация сложилась в птицеводстве. При увеличении объема дотаций и компенсаций из республиканского бюджета с 9,5 млн. рублей в 1998 году до 20,7 млн. рублей в 2002 году объем производства продукции птицеводства сократился к уровню 1998 года на 55%.

Следовательно, предоставление дотаций на производство молока и яиц не способствовало росту объёмов их производства в коллективных сельскохозяйственных организациях. Производство конкурентоспособной продукции по новейшим технологиям и с учётом соблюдения научной системы ведения хозяйства возможно только в крупных сельскохозяйственных организациях. Поэтому, сохранив дотирование отрасли, необходимо изменить принципы определения получателей государственной поддержки.

Развитие агропромышленного комплекса и насыщение рынка Республики Бурятия собственной сельскохозяйственной продукцией в условиях трансформации системы государственной поддержки требует осознания тесной увязки целей, задач, приоритетов и этапов развития агропромышленного комплекса в форме Концепции, методология разработки которой исходит, прежде всего, из учета специфических особенностей отрасли.

Актуальность разработки Концепции подтверждается:

1. Необходимостью повышения эффективности предоставляемой государственной поддержки.

2. Наличием постоянного спроса на сельскохозяйственную продукцию.

3. Регулирующим воздействием государственной поддержки на ценовую политику.

4. Социальной значимостью.

5. Более высоким периодом окупаемости затрат, связанным со специфичностью отрасли.

Целью реализации настоящей Концепции является укрепление положения сельских товаропроизводителей на внутреннем рынке республики, улучшение финансового состояния сельскохозяйственных организаций, рост доходов сельского населения и обеспечение сохранности природных ресурсов для аграрного производства путем выбора оптимальных и эффективных форм и методов государственной поддержки агропромышленного производства.

Основными принципами государственной поддержки агропромышленного комплекса являются: