Несмотря на то, что в результате массовой приватизации в Российской Федерации 58,9 процента предприятий стали частными, ряд поставленных целей не был достигнут:
- не сформирован широкий слой эффективных частных собственников, что во многом было обусловлено внешней сменой формы собственности при сохранении прежнего менеджмента приватизированных предприятий;
- структурная перестройка экономики не привела к формированию развитой конкурентной рыночной среды и желаемому экономическому росту;
- привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось явно недостаточно для производственного, технологического, кадрового и социального развития предприятий;
- в ряде производственных отраслей не удалось сформировать или сохранить конкурентоспособное положение предприятий на отечественном и мировом рынках товаров, работ, услуг.
Для устранения перечисленных негативных тенденций на федеральном уровне был предпринят ряд мер по совершенствованию государственной политики в области приватизации, в частности, установлены единые на всей территории Российской Федерации нормативная правовая база, режим и методы регулирования приватизации.
В настоящее время целями политики в Республике Бурятия в области приватизации являются:
- достижение экономически обоснованного баланса между процессами приобретения и создания новых активов и разгосударствления (приватизации);
- планомерное отчуждение активов Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия, не задействованных в реализации функций и полномочий Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия, сопровождаемое одновременным приобретением и созданием профильных активов, соответствующих по своему целевому назначению функциям и полномочиям Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия;
- увеличение доходов республиканского и местных бюджетов за счет совершенствования подходов к проведению приватизации различными способами и создания новых стабильных источников бюджетных поступлений в результате образования на базе приватизированного имущества высокоэффективных хозяйственных структур.
Политика Республики Бурятия в области приватизации основывается на следующих основных принципах:
1) осуществление приватизации республиканского и муниципального имущества должно быть эффективным, т.е. приводить к достижению целей политики Республики Бурятия в области управления государственным и муниципальным имуществом и приватизации, безусловному выполнению покупателями государственного и муниципального имущества условий, на которых оно отчуждается;
2) решения о целесообразности приватизации республиканского и муниципального имущества должны быть экономически и юридически обоснованными. Закрепление в федеральном законодательстве требования об отчуждении (или перепрофилировании) субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями имущества, не предназначенного для осуществления их функций и полномочий, не означает запрета на сохранение в соответствующей собственности тех объектов, которые, являясь экономически эффективными (доходными), лишь косвенно служат осуществлению функций и полномочий Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия. Такие объекты обеспечивают поступление в бюджет соответствующего уровня дополнительных доходов.
3) приватизация республиканского и муниципального имущества должна осуществляться при достаточном информационном обеспечении соответствующих процедур. Население Республики Бурятия и заинтересованные лица должны иметь возможность получать в пределах, установленных законодательством, информацию не только о планах приватизации, но и о мероприятиях по их реализации, итогах приватизации, а также об основных результатах управления приватизированным имуществом;
4) приватизация республиканского и муниципального имущества предполагает подотчетность участников приватизационных процедур населению Республики Бурятия, а также исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным на осуществление соответствующих форм и видов контроля. Подотчетность участников приватизационных процедур обеспечивается детальным регулированием правил их взаимодействия, закреплением обязанностей по предоставлению и раскрытию информации о своей деятельности, а также применением соответствующих видов и форм государственного и общественного контроля.