Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных услуг требуют комплексного реформирования системы государственного финансового контроля Орловской области.
В этих целях необходимо:
организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований по критериям эффективности и результативности их использования, определенным Правительством Российской Федерации;
уточнить полномочия органов исполнительной государственной власти Орловской области по осуществлению финансового контроля.
Государственный финансовый контроль включает в себя деятельность уполномоченных органов исполнительной государственной власти Орловской области, направленную на контроль:
соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Орловской области, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
экономности, результативности и эффективности использования средств областного бюджета Орловской области.
При этом под внешним государственным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый законодательными органами и созданными ими органами государственного финансового контроля, под внутренним государственным финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной государственной власти Орловской области.
Правовое регулирование в сфере государственного финансового контроля Орловской области должно ориентироваться на осуществление контроля за участниками бюджетного процесса, прежде всего органами исполнительной государственной власти Орловской области в рамках бюджетного законодательства.
Реформирование государственного финансового контроля требует более четкого разграничения полномочий органов финансового контроля по горизонтали (т.е. между Контрольно-счетной палатой Орловской области, Аппаратом Губернатора и Правительства Орловской области, Департаментом финансов Орловской области и главными распорядителями средств областного бюджета) и по вертикали (т.е. между органами государственного финансового контроля публично-правовых образований), в том числе в части контроля за соблюдением главными распорядителями средств областного бюджета и муниципальными образованиями целей и условий получения межбюджетных трансфертов. При этом необходимо обеспечить взаимодействие между органами государственного контроля Орловской области и определить пути этого взаимодействия.
Необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны как органам государственного финансового контроля, так и органам исполнительной власти и местным администрациям. Следует организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля в Орловской области.
Кроме того, необходимо повысить уровень результативности контрольных мероприятий, в том числе обеспечить возврат бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок.
3.6. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности
Мероприятия по повышению энергетической эффективности направлены на преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения, что в конечном итоге приведет к снижению затрат бюджета Орловской области на приобретение энергоресурсов.
Для реализации этих мероприятий в Орловской области принята долгосрочная областная целевая программа "Энергосбережение в Орловской области на 2011 — 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 12 августа 2010 года N 304 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Энергосбережение в Орловской области на 2011 - 2015 годы".
В рамках данной программы планируется разработка ряда нормативно-правовых актов, стимулирующих энергосбережение в бюджетной сфере, в том числе:
порядок определения нормативной энергоемкости;
порядок заполнения энергодеклараций бюджетных учреждений;
порядок сохранения экономии энергоресурсов на 1 год после реализации энергосберегающих проектов;
порядок выделения грантов на выполнение энергосберегающих проектов.
Основным направлением в бюджетной сфере в вопросах энергосбережения является законодательное закрепление права бюджетных и казенных учреждений самостоятельно использовать сэкономленные за счет проведения энергосберегающих мероприятий средства, сохраняя базовый уровень натуральных лимитов (нормативов) энергообеспечения на срок, превышающий период окупаемости энергосберегающих мероприятий как минимум на 1 год.
Для установления правовых основ энергосбережения в бюджетном секторе необходимо закрепить порядок заключения и исполнения отдельных видов договоров, направленных на рациональное использование энергетических ресурсов, которые позволяют привлекать финансовые средства для модернизации объектов бюджетной сферы, с возвратом средств за счет получаемой экономии.
Сокращение затрат на энергоресурсы потребителями бюджетной сферы целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
1) рациональное энергопотребление;
2) отказ от неэффективного энергооборудования;
3) оснащение современными средствами учета потребления энергоресурсов;
4) согласование при строительстве (реконструкции) бюджетных объектов требований по использованию энергоэффективного оборудования и первичному оснащению приборами учета;