В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2007 году была поставлена задача создания специального Фонда содействия реформированию ЖКХ (далее также - Фонд). Уставной деятельностью этого Фонда определено финансирование за счет средств федерального бюджета капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. На эти цели в ближайшие четыре года предполагается выделить 240 млрд. рублей.
Эти средства должны запустить механизм постоянного поддержания жилищного фонда в соответствии с нормативными эксплуатационными требованиями и что не менее важно, содействовать становлению эффективных объединений собственников жилья. В качестве организационной формы этого Фонда выбрана государственная корпорация.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" установил правовые и организационные основы предоставления государственной финансовой поддержки в целях реформирования ЖКХ и формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом. Федеральный закон установил порядок выделения государственной корпорацией средств федерального бюджета органам государственной власти субъектов РФ; критерии выделения средств субъектам РФ, в том числе общие условия, направленные на стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Решением Наблюдательного Совета Фонда в декабре 2007 года Орловской области определен лимит в сумме более 1,5 млрд. рублей.
Механизм областной программы сформирован как составная часть общей системы оказания государственной финансовой поддержки товариществам собственников жилья, жилищным и другим кооперативам, собственникам жилых помещений в проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов.
Руководителем программы назначается Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области. Участниками программы являются органы местного самоуправления, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, выбранные собственниками помещений при условии согласия их участия в программе.
На основании Закона и методических рекомендаций Фонда рабочая группа по обеспечению своевременного и качественного формирования заявки Орловской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, созданная распоряжением Коллегии Орловской области от 13 сентября 2007 года N 272-р, формирует и направляет в Фонд соответствующую заявку. Заявка и региональная программа формируется совместно с органами местного самоуправления, на территории которых выполняются условия Федерального закона N 185-ФЗ. Перечень муниципальных образований, участвующих в региональной программе и выполнивших условия Закона, приведен в разделе 4 настоящей программы.
Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, для которых планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов Орловской области и местных бюджетов на проведение капитального ремонта приведен в приложении 2 к программе.
Перечень домов сформирован на основе критериев отбора многоквартирных домов, предельной стоимости проведения капитального ремонта с учетом обоснования ресурсного обеспечения программы.
После принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки и поступлении средств Фонда в бюджет Орловской области средства Фонда и средства областного бюджета распределяются между муниципальными образованиями, включенными в заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Принципы распределения средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями - участниками региональной программы и объемы долевого финансирования указаны в разделе 8 настоящей программы.
Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с приложением 2 к программе, определен в разделе 12 программы.
Средства Фонда и средства областного бюджета, предусмотренные в программе, направляются на безвозвратной и безвозмездной основе на долевое финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов при следующих условиях:
включении многоквартирного жилого дома в муниципальную адресную программу капитального ремонта на 2008 год, утвержденную в установленном законодательством порядке и предусматривающую участие в софинансировании работ за счет средств муниципального бюджета;
наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе;
признании многоквартирного жилого дома нуждающимся в капитальном ремонте в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", другими действующими нормативно-правовыми документами;
соблюдении муниципальным образованием условий предоставления финансовой поддержки, указанных в Федеральном законе N 185-ФЗ.
Руководитель программы, в случае направления в орган местного самоуправления средств областного бюджета, осуществляет мониторинг выполнения программы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа представляемой главами муниципальных образований отчетности о ходе работ, о ходе выполнения предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки и отчета о расходовании средств.
Формы отчетности утверждаются руководителем программы. Ответственность за достоверность и полноту представляемой отчетности возлагается на глав муниципальных образований.
Руководитель программы отчитывается перед государственным заказчиком программы, Правительством Орловской области и государственной корпорацией в сроки, позволяющие подвести итоги реализации программы за отчетный период.
В случае непредставления отчетности, выявления нецелевого использования денежных средств, использования средств областного бюджета без долевого финансирования со стороны органа местного самоуправления или невыполнения условий предоставления средств поддержки руководитель программы приостанавливает предоставление финансовой поддержки.