КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2008 года N 86
ОБ ОБЛАСТНОЙ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЕ "КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В 2008 ГОДУ
{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 01.11.2013 N 374; RU57000201300832;
Изменения и дополнения:
постановление Коллегии Орловской области от 26.06.2008 г. N 214, НГР: ru57000200800185;
постановление Коллегии Орловской области от 03.03.2009 г. N 52; НГР: ru57000200900064
постановление Правительства Орловской области от 20.07.2009 г. N 96; НГР: ru57000200900273}
В целях создания комфортных, безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах, стимулирования процессов реформирования правоотношений в жилищной сфере, а также реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" в Орловской области Коллегия постановляет:
1. Утвердить областную адресную программу "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Орловской области" в 2008 году.
2. Исключен: (В редакции постановления Коллегии Орловской области от 26.06.2008 г. N 214)
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Коллегии Орловской области Е.Н. Вельковского.
Председатель Коллегии
Е.С. СТРОЕВ
Областная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Орловской области" в 2008 году
Наименование программы | областная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Орловской области" в 2008 году (далее - программа, региональная программа) |
Основание для разработки программы | распоряжение Коллегии Орловской области от 13 сентября 2007 года N 272-р |
Государственный заказчик программы | Губернатор Орловской области |
Руководитель программы | Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области (далее также - Департамент) |
Разработчики программы | Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области; |
Ответственный исполнитель программы | начальник управления жилищно-коммунального хозяйства, Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области |
Цели и задачи программы | финансовая поддержка муниципальных образований, органы местного самоуправления которых обеспечили реформирование жилищно-коммунального хозяйства, в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, в которых собственники помещений самостоятельно выбрали способ управления многоквартирным домом (товариществом собственников жилья или управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме) и приняли решение о проведении капитального ремонта; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | капитальный ремонт 383 многоквартирных домов с общей площадью помещений 403 тысячи кв. метров; |
Сроки реализации программы | 2008 - 2009 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Источники финансирования программы - средства финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в пределах утвержденного для Орловской области лимита предоставления финансовой поддержки, а также средства долевого финансирования за счет бюджета Орловской области и бюджетов, участвующих в региональной программе органов местного самоуправления, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, либо средства собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту. |
Ожидаемые конечные показатели социально-экономической эффективности программы | передача многоквартирных домов в управление собственникам помещений; |
Управление программой и система организации контроля за ее реализацией | координацию деятельности программы осуществляет руководитель программы; |
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в Орловской области. Высока степень износа существующего жилищного фонда, основную часть которого составляют "хрущевки", построенные в 70-е годы, практически исчерпавшие свой ресурс, рассчитанный на 50 лет. Другую часть жилищного фонда, имеющего высокий износ, составляют панельные дома, построенные в период Орловской "непрерывки".
Исключительная важность проблемы подчеркнута Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году. На основе инициативы Президента Российской Федерации сформирован Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), выступающий одним из источников федерального финансирования работ по капитальному ремонту жилищного фонда.
К жилым помещениям с неудовлетворительными условиями проживания можно отнести большую часть ветхого жилищного фонда, признанного нуждающимся в капитальном ремонте в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
По данным Орелстата, в Орловской области отмечается большой объем площади ветхого жилищного фонда (диаграмма 1).
Диаграмма 1.
(не прилагается)
Динамика увеличения площади ветхого жилищного фонда в Орловской области
Рост площади ветхого жилищного фонда в 2001 и 2004 годах сложился по причине перевода в муниципальную собственность многоквартирных жилых домов предприятий-банкротов, а также передачи ведомственного жилья ОАО "ОСПАЗ" и ОАО "РЖД". Кроме того, существенным фактором увеличения площади ветхого жилищного фонда является проведенная в 2001 и в 2004 годах инвентаризация жилищного фонда. По итогам ревизии технического состояния жилищного фонда, проведенной в 2007 году Департаментом строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области совместно с органами местного самоуправления, Орелстатом и ОГУП "Недвижимость", площадь ветхого жилищного фонда продолжает расти и составила на конец 2007 года 1,5 млн. кв. м., что соответствует реальной ситуации, поскольку до 1 января 2007 года в Дмитровском, Знаменском, Колпнянском, Кромском, Краснозоренском, Малоархангельском, Новодеревеньковском, Покровском районах ветхого жилищного фонда не числилось. В г. Ливны такая доля составляла 5%, а в г. Мценске - 1,9%.
Учитывая данные муниципальных образований об объемах капитального ремонта жилищного фонда на период с 2002 по 2006 годы (диаграмма 2), можно констатировать значительный недоремонт жилых домов, объемы которого составляют не более 0,5% от общего объема жилищного фонда Орловской области и от 5,6% до 17,2% от общего объема ветхого жилья.
Диаграмма 2.
(не прилагается)
Объем капитального ремонта жилищного фонда на территории Орловской области
Сравнив показатели диаграмм 1 и 2, можно сделать вывод, что динамика увеличения площади ветхого жилищного фонда опережает объемы капитального ремонта жилых домов.
Принятый в 2004 году Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 154, пункт 3 статьи 158) возложил обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов на собственников помещений. Одновременно Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 39, пункт 1 статьи 158), Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 210, 249) и постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" устанавливают обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт (включая капитальный) общего имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем, объемы отчислений на капитальный ремонт и их периодичность Жилищный кодекс Российской Федерации оставляет на усмотрение собственников, что может усугубить ситуацию с недоремонтом.
С другой стороны, объемы расходов на капитальный ремонт среднего многоквартирного жилого дома настолько велики, что собственники жилья не в состоянии изыскать такой объем средств. Например, для ремонта лифтового оборудования в трехподъездном девятиэтажном жилом доме необходимо более 3 млн. рублей, что составляет около 30 тысяч рублей в расчете на одного собственника. По этой причине большинством собственников до сих пор не принято решение о способе управления многоквартирными жилыми домами.
В связи со сложившейся ситуацией, констатируется необходимость решения проблемы капитального ремонта жилых домов программно-целевым методом с оказанием государственной поддержки в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализации основных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" (далее также - Федеральный закон N 185-ФЗ).
Главной целью реализации областной адресной программы является финансовая поддержка муниципальных образований, органы местного самоуправления которых обеспечили реформирование жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, в которых собственники помещений самостоятельно выбрали способ управления многоквартирным домом (товариществом собственников жилья или управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме) и приняли решение о проведении капитального ремонта.
Задачи областной адресной программы:
создание комфортных, безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах;
проведение активной агитационно-разъяснительной работы с населением; разработка и соблюдение прозрачных и публичных процедур отбора участников программы;
обеспечение высокой степени готовности собственников помещений в многоквартирных домах к проведению капитального ремонта;
использование эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта;
стимулирование процессов реформирования жилищной сферы;
развитие общественного самоуправления и инициативы собственников жилья в рамках реформы жилищных правоотношений;
создание эффективных механизмов управления жилищным фондом на территории Орловской области.
Работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов будут являться стимулирующим фактором процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Для исключения повторения сложившейся проблемной ситуации одновременно с капитальным ремонтом жилых домов будет реорганизована система управления в жилищной сфере, основывающаяся на принципах активного привлечения граждан к управлению своей собственностью.
Основными задачами на этапе реорганизации жилищных правоотношений следует признать:
развитие общественного самоуправления и инициативы собственников жилья в рамках реформы жилищных правоотношений;
создание эффективных механизмов управления жилищным фондом на территории Орловской области.
Планируемые показатели выполнения региональной программы приведены в приложении 1 к программе.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2007 году была поставлена задача создания специального Фонда содействия реформированию ЖКХ (далее также - Фонд). Уставной деятельностью этого Фонда определено финансирование за счет средств федерального бюджета капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. На эти цели в ближайшие четыре года предполагается выделить 240 млрд. рублей.
Эти средства должны запустить механизм постоянного поддержания жилищного фонда в соответствии с нормативными эксплуатационными требованиями и что не менее важно, содействовать становлению эффективных объединений собственников жилья. В качестве организационной формы этого Фонда выбрана государственная корпорация.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" установил правовые и организационные основы предоставления государственной финансовой поддержки в целях реформирования ЖКХ и формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом. Федеральный закон установил порядок выделения государственной корпорацией средств федерального бюджета органам государственной власти субъектов РФ; критерии выделения средств субъектам РФ, в том числе общие условия, направленные на стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Решением Наблюдательного Совета Фонда в декабре 2007 года Орловской области определен лимит в сумме более 1,5 млрд. рублей.
Механизм областной программы сформирован как составная часть общей системы оказания государственной финансовой поддержки товариществам собственников жилья, жилищным и другим кооперативам, собственникам жилых помещений в проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов.
Руководителем программы назначается Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области. Участниками программы являются органы местного самоуправления, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, выбранные собственниками помещений при условии согласия их участия в программе.
На основании Закона и методических рекомендаций Фонда рабочая группа по обеспечению своевременного и качественного формирования заявки Орловской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, созданная распоряжением Коллегии Орловской области от 13 сентября 2007 года N 272-р, формирует и направляет в Фонд соответствующую заявку. Заявка и региональная программа формируется совместно с органами местного самоуправления, на территории которых выполняются условия Федерального закона N 185-ФЗ. Перечень муниципальных образований, участвующих в региональной программе и выполнивших условия Закона, приведен в разделе 4 настоящей программы.
Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, для которых планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов Орловской области и местных бюджетов на проведение капитального ремонта приведен в приложении 2 к программе.
Перечень домов сформирован на основе критериев отбора многоквартирных домов, предельной стоимости проведения капитального ремонта с учетом обоснования ресурсного обеспечения программы.
После принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки и поступлении средств Фонда в бюджет Орловской области средства Фонда и средства областного бюджета распределяются между муниципальными образованиями, включенными в заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Принципы распределения средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями - участниками региональной программы и объемы долевого финансирования указаны в разделе 8 настоящей программы.
Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с приложением 2 к программе, определен в разделе 12 программы.
Средства Фонда и средства областного бюджета, предусмотренные в программе, направляются на безвозвратной и безвозмездной основе на долевое финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов при следующих условиях:
включении многоквартирного жилого дома в муниципальную адресную программу капитального ремонта на 2008 год, утвержденную в установленном законодательством порядке и предусматривающую участие в софинансировании работ за счет средств муниципального бюджета;
наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе;
признании многоквартирного жилого дома нуждающимся в капитальном ремонте в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", другими действующими нормативно-правовыми документами;
соблюдении муниципальным образованием условий предоставления финансовой поддержки, указанных в Федеральном законе N 185-ФЗ.
Руководитель программы, в случае направления в орган местного самоуправления средств областного бюджета, осуществляет мониторинг выполнения программы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа представляемой главами муниципальных образований отчетности о ходе работ, о ходе выполнения предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки и отчета о расходовании средств.