Перечень программных мероприятий строится в соответствии с основными критериями модернизации образования Орловской области:
3.1. Введение отраслевой системы оплаты труда работников образования (с 1 января 2009 года)
Суть состоит в отказе от единой тарифной сетки по оплате труда и поэтапному переходу к отраслевой системе оплаты труда работников образовательных учреждений.
Существующая в настоящее время единая тарифная система оплаты труда в системе образования имеет следующие недостатки:
- низкий уровень ставок (окладов) заработной платы, что не обеспечивает повышения социального статуса педагогического работника и не стимулирует его работу, не обеспечивает привлечение и закрепление в системе образования молодых и высококвалифицированных специалистов;
- отсутствие мотивации к качественному результату труда, т.к. не учитываются в полной мере уровень профессионального образования, квалификация, спецификация и особенности организации труда по критериям ответственности и напряженности, обесценивается творческая составляющая труда педагогического работника.
В этой связи актуальным является создание механизма повышения уровня оплаты труда в системе образования и стимулирования качественных результатов деятельности педагогических работников.
На отраслевую систему оплаты труда (далее - ОСОТ) будут переводиться:
- в 2009 году - педагогические работники, административный, учебно-вспомогательный и технический персонал муниципальных общеобразовательных учреждений, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;
- в 2010 году - педагогические работники, административный, учебно-вспомогательный и технический персонал всех типов и видов областных государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Цель введения ОСОТ - повышение мотивации педагогического работника на предоставление высококачественной образовательной услуги.
Введение ОСОТ призвано решить следующие задачи:
- гарантировать размер заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда;
- установить зависимость размера заработной платы от квалификации работников, занимаемой должности, сложности выполняемых работ, качественных результатов труда;
- изменить подходы к системе аттестации педагогических кадров;
- использовать эффективные модели государственно-общественного управления образованием.
В процессе модернизации существующей системы оплаты труда планируется:
- ввести базовые размеры ставок (окладов) работников как гарантии оплаты труда работника и единицы расчета;
- осуществить дифференциацию ставок (окладов) в зависимости от уровня образования, профессионального стажа, занимаемой должности в целях обеспечения справедливого вознаграждения за труд различной степени сложности;
- обеспечить связь заработной платы с качеством и результативностью труда путем разделения фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части.
Введение ОСОТ позволит:
- повысить качество образования через связь размера оплаты труда и результатов работы;
- увеличить размер стимулирующей части фонда оплаты труда до 40%;
- повысить в 2010 году средний размер заработной платы педагогического работника более чем на 50% в сравнении с 2006 годом;
- усовершенствовать систему аттестации педагогических и управленческих кадров.
Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда за результативность и качество труда должно производиться по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
3.2. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений для обеспечения условий получения качественного общего образования независимо от места жительства
В настоящее время условия образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях не соответствуют современным потребностям потребителей образовательных услуг и характеризуются следующими чертами: