Приоритетными направлениям работы системы образования Орловской области являются обеспечение доступности и качества образования для всех социальных слоев населения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
На протяжении всего периода деятельности по обучению и воспитанию детей областная система образования зарекомендовала себя как высококвалифицированная, наукоемкая отрасль, способная качественно выполнять задачи по обучению подрастающего поколения и профессиональной подготовке кадров.
По состоянию на 1 октября 2008 года региональная сеть образовательных учреждений насчитывает 925 образовательных учреждений, в которых обучается 111 556 человек. Ежегодно более 20 000 детей переходят на новую ступень обучения.
В области создана и эффективно действует многоуровневая система образования, основанная на использовании самых современных методик и программ.
Это, во-первых, система дошкольного образования, в которую входит 200 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В них обучается и воспитывается 25 752 ребенка.
Во-вторых, это система общеобразовательных учреждений, 40% из которых имеют статус лицеев, гимназий, являются региональными экспериментальными площадками. В 579 общеобразовательных учреждениях обучается 74 321 школьник.
В-третьих, это система профессионального образования, образовательные учреждения которой объединены в комплексы непрерывного образования. В 31 областном государственном образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования обучается 9 331 учащийся и студент.
В-четвертых, это система дополнительного образования, играющая важную воспитательную роль, способствующая развитию личностных качеств детей разного возраста. 95 учреждений дополнительного образования детей посещают 42 000 детей и подростков.
И, наконец, это специальные (коррекционные) образовательные учреждения, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 20 учреждениях данных типов воспитывается и обучается 2 152 ребенка.
В области трудится более 19 000 педагогических работников, из них имеют высшую квалификационную категорию - 2 152, звание "Заслуженный учитель" - 138, знак "Почетный работник образования" - 1 786.
Стратегической задачей модернизации системы образования Орловской области является повышение качества образовательных услуг для населения, доступности качественных образовательных услуг для всех граждан независимо от места жительства, эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на образование.
Основные направления модернизации системы образования:
- введение отраслевой системы оплаты труда (ОСОТ), обеспечивающей рост доходов педагогических работников в зависимости от качества и результатов труда;
- развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО);
- развитие сети общеобразовательных учреждений: создание условий для получения каждым ребенком качественного доступного общего образования независимо от места жительства;
- расширение общественного участия в управлении образованием.
Ключевым условием введения ОСОТ в общеобразовательных учреждениях является принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию основных принципов новой системы оплаты труда: разделение оплаты труда на базовую и стимулирующую часть, учет в базовой части всех видов деятельности учителя, численности обучающихся, особенностей образовательных программ, участие органов государственно-общественного управления в распределении стимулирующей части оплаты труда.
Основными параметрами успешности комплексной модернизации в части развития РСОКО, сети общеобразовательных учреждений и общественного участия в управлении образованием являются достижение образовательными учреждениями запланированных значений по следующим показателям:
- доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, самоподготовки, занятий творчеством и спортом;
- доля общеобразовательных учреждений, в которых создан и действует орган государственно-общественного управления образованием (школьный совет), наделенный управленческими полномочиями, в том числе - по оценке результативности работы учителя в рамках распределения стимулирующей части оплаты труда;
- возрастной и гендерный состав, процент сменяемости педагогических работников.
На первом этапе (первый год реализации проекта) основной упор делается на введение новых финансово-экономических механизмов и создание иных стимулов по всем направлениям комплексной модернизации образования для совершенствования структуры сети и структуры занятости работников, появления новых представлений о качестве образования:
- определение базовых общеобразовательных учреждений и усиление их оснащенности, развитие инфраструктуры, обеспечивающей их транспортную доступность;
- создание в образовательных учреждениях общественных органов управления, разработка регламентов по осуществлению ими предоставленных полномочий;
- предоставление образовательным учреждениям финансово-хозяйственной самостоятельности и организация повышения квалификации руководителей учреждений по основным вопросам хозяйствования в новых экономических условиях;
- освоение и внедрение технологий независимой внешней оценки качества образования.
На втором этапе (второй год реализации проекта) это должно привести к активизации процессов развития сети на муниципальном уровне, оптимизации штатных расписаний учреждений, выработке и принятию на региональном уровне обновленных представлений о современном качестве образования, разработке подходов к совершенствованию систем оценки качества образования с учетом новых представлений о нем, разработке и внедрению адекватных моделей повышения квалификации учителей.
Также планируется рост активности педагогических работников в освоении и применении современных образовательных технологий, произойдет обновление системы аттестации руководящих и педагогических кадров, на системном уровне появятся существенные положительные изменения в качестве условий получения образования и предоставляемых образовательных услуг.