Областная целевая программа "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы" носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс развития принципов доступности и качества предоставляемого образования независимо от места жительства. С учетом действующего законодательства программные мероприятия ориентированы на широкий социальный слой населения области различного возраста.
Причинами разработки Программы являются:
- сохраняющаяся на протяжении 10 лет тенденция к сокращению численности учащихся общеобразовательных учреждений в среднем на 1000-1200 человек в год и, как следствие, острый дефицит кадров в различных сферах деятельности;
- ежегодный рост расходов бюджета региона на осуществление целей и выполнение задач дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования при сохранении низкой средней заработной платы работников системы образования (7 200 рублей) и неоправданно высоких средних расходов на содержание одного учащегося (до 36 000 рублей);
- отсутствие эффективной системы поощрения работников системы образования в вопросах результативности обучения и воспитания, равно как и конкурентных отношений внутри системы;
- необходимость дифференцированного подхода к вопросам материально-технического и методического сопровождения образовательного и воспитательного процесса, регулирование данных отношений посредством создания базовых школ и округов;
- слабое участие общественности в решении вопросов деятельности образовательных учреждений, отсутствие единой региональной базы данных системы образования, индикативных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений.
Качественный анализ, проведенный в течение 2006-2008 годов, позволяет сегодня определить перечень проблем системы образования Орловской области и спланировать пути их решения на ближайшую перспективу. Региональный паспорт системы образования Орловской области представлен в приложении 2 к данной Программе.
Демографическая составляющая характеризуется как регрессивная и связана с сокращением рождаемости. С 1999 года в области произошло уменьшение учащихся первых классов на 30%. Как следствие - за период 2006-2008 годов наблюдается ежегодное сокращение учащихся общеобразовательных учреждений на 1200 человек. Это - в свою очередь - порождает проблемы, связанные с наполняемостью классов, распределением почасовой нагрузки педагогов, числом выпускников школ и студенческой молодежи. В конечном итоге наблюдается дефицит рабочих кадров в отраслях производства региона. Стабилизация демографической ситуации прогнозируется лишь к 2012 году на уровне 2002 года.
Соотношение учащихся общеобразовательных учреждений (далее - школ) в городе и на селе примерно одинаково и составляет 36 266 детей в городе (49%) и 38 095 детей на селе (51%). Наполняемость школ от проектной численности в городской местности составляет 86,5%, в сельской - 52,3%.
При этом в муниципальных образованиях, имеющих одинаковую сеть школ, показателей состояния системы, существенно различается структура фонда оплаты труда и расходы на одного обучающегося (стоимость обучения одного обучающегося колеблется от 680 до 9120 рублей в городе и от 935 до 36000 рублей в сельской местности).
Число обучающихся на одного педагога неравномерно распределяется в разных муниципальных образованиях области: от 6 обучающихся в сельской местности до 13 обучающихся в городах. При этом не всегда большой объем расходов, связанных с содержанием одного обучающегося, гарантирует высокие качественные показатели предоставляемых ему образовательных услуг.
В среднем по Орловской области наполняемость классов в школах стабильно сохраняется на уровне 15 обучающихся: в городе - 20,6 обучающихся, на селе - 8,3 обучающихся.
Среднеотраслевая заработная плата составляет 7,2 тыс. рублей в 2008 году, что на 25% ниже среднеобластной. Заработная плата педагогического работника с 20-летним стажем и нагрузкой 18 часов в неделю при первой квалификационной категории в сельской школе не превышает 7,5 тыс. рублей (с учетом 25%-й надбавки за работу в сельской местности). В городской школе такой педагогический работник будет получать на 30% меньше при двухсменном режиме работы. При этом коэффициент совместительства на протяжении 5-ти лет остается на уровне 1,5.
Действующий механизм оплаты труда педагогического работника по единой тарифной сетке не дает возможности стимулирования образовательной и воспитательной деятельности, так как надтарифный фонд образовательного учреждения составляет не более 25% от фонда оплаты труда.
При этом существующая система доплат и надбавок фактически не учитывает такие важные характеристики педагогического работника, как стаж работы, качество образовательных услуг, ученые степени.
Особенностью региональной системы образования является то, что в ней доминирует сельская школа: из 579 функционирующих общеобразовательных учреждений 450 (78%) составляют сельские общеобразовательные учреждения, в которых обучается 51% от общей численности контингента школьников.
В настоящее время из 450 сельских школ:
- 42 школы - с численностью менее 10 обучающихся;
- 43 школы - с численностью от 10 до 20 обучающихся;
- 158 школ - с численностью от 20 до 50 обучающихся;
- 101 школа - с численностью от 50 до 80 обучающихся;
- 106 школ - с численностью от 80 и более обучающихся.
При этом качественные показатели работы сельских малокомплектных школ характеризуются следующими чертами:
- более низкие результаты ЕГЭ в сравнении со среднеобластными показателями;
- более изношенная материально-техническая и учебно-методическая база, не обновлявшаяся на протяжении последних 15-ти лет;
- обострение кадровой проблемы: 13,6% работающих педагогов - пенсионного возраста, 36,7% - возраста 48-52 лет;
- высокие затраты на обучение одного обучающегося (до 36 000 рублей);