Основанием для разработки программы явилось состояние оперативной обстановки в области, в которой понятие "преступность" рассматривается как сложное социальное явление, предупреждение которого невозможно силами только одних правоохранительных органов. Для решения этой проблемы необходимо привлечение всех субъектов профилактики правонарушений, всей системы государственной власти области и местного самоуправления.
Результаты развития экономики Орловской области в 2004-2006 годах свидетельствуют о сохранении позитивных тенденций в социально - экономической сфере области. Реализация национальных проектов в последнее время положительно отражается на общественно-политическом, экономическом, демографическом, социальном и криминогенном положении в области. Наметившийся рост благосостояния населения, повышение эффективности социальной защищенности нетрудоустроенных лиц в целом оказали положительное влияние на состояние оперативной обстановки. Вместе с тем отдельные проблемы являлись острыми и их воздействие на криминогенное положение оказалось существенным. Негативное воздействие на состояние правопорядка продолжали оказывать криминогенные факторы экономического, социального, демографического характера.
Реализация областной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 2004-2006 годы оказала положительное воздействие на состояние оперативной обстановки. Так, в 2006 году отмечено снижение количества убийств, изнасилований, ложных сообщений террористического характера, краж транспорта, краж автомобилей, вымогательств. Больше выявлено фактов незаконного оборота оружия, хулиганств, вовлечений несовершеннолетних в преступную деятельность. Усилена борьба с экономическими преступлениями, проявлениями терроризма и экстремизма. В 2005 году наметилась тенденция к увеличению числа раскрытых разбоев, грабежей, краж, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, вымогательств, мошенничеств. Улучшилась раскрываемость убийств.
Вместе с тем некоторые нерешенные проблемы оказали отрицательное влияние на криминогенную ситуацию в области. Это, прежде всего, снижение эффективности предупреждения и раскрытия преступлений против жизни и здоровья граждан, против собственности, особенно тех из них, которые напрямую связаны с применением насилием - разбои, грабежи, кражи. Необходимо принятие дополнительных и эффективных мер в связи с дальнейшим разрастанием масштабов незаконного оборота наркотиков и оружия, углублении процессов наркотизации населения, особенно молодёжи, ростом вооруженности криминальных элементов. Значительный ущерб причинен кражами цветных металлов. Недостаточной оставалась роль общественных формирований правоохранительной направленности, не в полной мере использовались их возможности по предупреждению краж из садоводческих обществ.
Более совершенной стала внутренняя структура правоохранительных органов. Укрепилась дисциплина и законность среди личного состава органов внутренних дел, повысилась ответственность сотрудников правоохранительных органов области при выполнении оперативно-служебных задач. Повысилась требовательность к работе с заявлениями и сообщениями граждан о преступлениях. Правоохранительные органы стали более открытыми для совместного обсуждения правоохранительных проблем, повысился уровень доверия к ним со стороны населения.
Планируемые мероприятия ориентированы на существенное укрепление правоохранительных органов Орловской области, усилением мер борьбы с преступностью и улучшение оперативной обстановки в целом в области.
Ожидается снижение объема преступных посягательств, при этом наибольшее противодействие в области будет оказано тяжким преступностям. Удельный вес данного вида преступлений в общем криминальном массиве планируется стабилизировать на уровне 27,0 - 29,0%.
Ожидаемое, таким образом, снижение тяжкой преступности в основном будет определяться снижением латентности реального массива тяжких и особо тяжких уголовно наказуемых деяний, а также преступлений средней и небольшой тяжести. Фактическое сокращение числа тяжких и особо тяжких преступлений будет происходить за счет комплекса профилактических, предупредительных мер, обеспечивающих реальное сокращение указанного криминального массива.
Изложенное позволяет надеяться, что реализации Программы позволит заложить основу для стабилизации уровня преступности и реального его уменьшения в дальнейшем.
Количество преступлений, посягающих на собственность, в том числе разбоев, грабежей, краж в течение 2007-2011 гг. будет снижаться. Такие благоприятные показатели могут быть достигнуты лишь при успешной реализации системного комплекса мер по борьбе с корыстными и корыстно-насильственными преступлениями. (В редакции Закона Орловской области от 04.08.2010 г. N 1094-ОЗ)
Работа по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, должна заметно активизироваться, при этом латентность соответствующих преступных посягательств начнет заметно снижаться.
Ожидается изменение показателей, характеризующих криминальную ситуацию в общественных местах, в том числе на улицах, в результате чего "уличная" преступность незначительно, но снизится.
Консолидированные усилия органов государственной власти и местного самоуправления позволят оздоровить обстановку в среде социально незащищенных граждан и включить механизмы адаптации, позволяющие возвратить значительную часть правонарушителей в поле законопослушного поведения.
В 2007-2011 гг. на территории области должно уменьшиться количество преступлений, совершенных группой лиц и лицами, находящимися в состоянии наркотического и алкогольного опьянения. (В редакции Закона Орловской области от 04.08.2010 г. N 1094-ОЗ)
Методы административного, организационного и уголовно-правового регулирования позволят обеспечить серьезный контроль над основной частью миграционных процессов, затрагивающих интересы области. Прогнозируется снижение числа преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Таким образом, развитие криминогенной ситуации в области характеризуется успешным сдерживанием роста преступности, значительным смещением ее структуры в сторону преступлений средней и небольшой тяжести, повышением раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений.
Для более полного достижения прогнозируемых результатов целесообразно применить с использованием методики программно-целевого планирования программный подход к решению проблем совершенствования профилактики правонарушений, укрепления правопорядка и борьбы с преступностью.