Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении 1 к областной целевой программе "Культура Орловской области на 2006-2010 годы".
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1. Сохранение историко-культурного наследия Орловской области
Основной задачей в сфере сохранения историко-культурного наследия являются выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за их сохранением и использованием. Реализация государственной политики по сохранению объектов культурного наследия проводится региональными органами государственной власти при постоянном участии и поддержке органов местного самоуправления, общественности, научных организаций, краеведов, религиозных объединений и иных организаций гражданского общества.
Основными программными мероприятиями по охране и сохранению объектов культурного наследия являются:
организация и проведение мероприятий по исследованию, проектированию, ремонту, реставрации, воссозданию и консервации объектов культурного наследия;
обеспечение объектов культурного наследия учетной документацией и проектами зон охраны;
формирование историко-культурных заповедников в исторических поселениях и районах области;
выявление и охрана объектов археологии на территории области;
создание и поддержка системы государственного учета и государственного реестра памятников истории и культуры Орловской области.
При решении этой задачи используется индикатор 1 доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия регионального значения, предусмотренный в приложении 2 к Программе.
Проблема сохранения библиотечных фондов не частный вопрос библиотечного дела или культурной жизни в целом, это глобальная проблема, от решения которой зависят сохранение памяти нации, доступность обществу новой информации, идей, знаний. Библиотечные фонды областных государственных библиотек постоянного и длительного хранения представляют собой сложный и неоднородный массив документов, вышедших в свет в разное время, имеющих разный тираж, читательское назначение, спрос, предпосылки к старению и повреждению и, соответственно, разную степень сохранности.
В мировой практике приоритет отдается форме консервации, позволяющей максимально повысить сохранность большего количества документов с минимальным вмешательством консерватора в структуру документа. Неоднородность документов вызывает необходимость использования библиотеками разных форм консервации, а также различных способов и технологических приемов. Ожидаемые результаты реализации указанной задачи позволят в период с 2007 по 2010 годы микрофильмировать и оцифровать краеведческое издание "Орловские епархиальные ведомости" (1865 - 1877 гг.).
Достижение указанной цели предполагает:
обеспечение нормативных условий хранения библиотечных фондов;
разработку и проведение целенаправленной политики по обеспечению сохранности библиотечных фондов в процессе их использования;
научную организацию и методическое сопровождение всех направлений библиотечной деятельности, связанных с сохранением библиотечных фондов;
внедрение и использование в практике работы библиотек сохранности документов, представленных только в оригинале и подвергшихся невосполнимому физическому износу, а также их сохранения с помощью микрофильмирования и оцифровки.
2. Поддержка и распространение лучших традиций и достижений многонациональной культуры области
На фоне нарастающей глобализации и развивающейся рыночной среды особую значимость приобретает непрерывность воспроизводства творческого потенциала, задача сохранения и развития всемирно известной отечественной системы художественного образования, поддержки уже сформировавшихся областных центров профессионального художественного образования. Государство и общество не могут обойтись без введения новых специальностей, внедрения новых технологий и интерактивных программ обучения, издания современных учебников и учебной литературы для образовательных учреждений в сфере культуры.
Художественное образование - это процесс овладения человеком художественной культурой народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности и эмоционального богатства. В числе актуальных задач, стоящих перед системой художественного образования, выделяются воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование художественного вкуса как основы создания эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.
Система художественного образования области представляет собой стройную, сложившуюся десятилетиями систему профессионального художественного образования трехзвенной системы (школа - училище - вуз) и включает в себя эстетическое воспитание, общее и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования в Орловской области осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусств.
Анализ деятельности образовательных учреждений культуры и искусств за последние годы свидетельствует о ряде положительных тенденций в сфере художественного образования, связанных с обновлением образовательных программ, сохранением и развитием учебных творческих коллективов, формированием механизма региональной и федеральной поддержки молодых исполнителей и коллективов.
В рамках Программы предполагается проведение мероприятий по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
Программные мероприятия по развитию и совершенствованию образовательной системы в области предполагают решение задач по сохранению и совершенствованию системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусств, а также расширению возможностей для поиска и реализации новаторских концепций развития искусства.
Особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития всемирно известной отечественной системы образования, выявления и поддержки молодых дарований.
При решении этой задачи используются индикаторы 2, 3, предусмотренные в приложении 2 к Программе.
3. Создание благоприятных условий для обеспечения свободы слова, творчества и развития культурно-информационного пространства