Областная программа по повышению безопасности дорожного движения на 2006 - 2009 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с решением областной Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
В 2003 году в Орловской области был отмечен рост аварийности на 4,9%, количество погибших и раненых увеличилось на 6,1% и 8,4%. В 2004 году зарегистрирован рост числа дорожно-транспортных происшествий на 3,8%, число раненых - на 1,0%, количество погибших сократилось на 5%. За 12 месяцев 2005 года на территории Орловской области зарегистрировано некоторое снижение аварийности. Произошло 1482 дорожно-транспортных происшествия, что на 4,5%) меньше по сравнению с 2004 годом, при которых 236 человек погибли (+3,5%) и получили ранения различной тяжести (-4%). Количество людей, пострадавших в результате автодорожных аварий, многократно превышает количество пострадавших на всех других видах транспорта. Гражданам, обществу и государству наносится значительный материальный ущерб.
Рост уровня аварийности объясняется рядом объективных и субъективных факторов - увеличением интенсивности движения, возрастанием скоростных режимов, ростом автомобильного парка области, который с 2003 года возрос на 9,9% (2003 г. - 198955 ед., 2005 г. -218617 ед.), низкой транспортной дисциплиной участников движения.
Основными причинами, способствующими возникновению дорожно-транспортных происшествий, являются: управление автомобилем в нетрезвом состоянии, превышение скорости движения, невыполнение правил обгона, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил проезда перекрестков.
Ввиду слабо развитой системы связи, отсутствия системы аварийного вызова, недостаточного материально-технического обеспечения учреждений скорой помощи в крайне неудовлетворительном состоянии находится система спасения и эвакуации пострадавших с мест дорожно-транспортных происшествий, оказание им современной медицинской помощи. Неэффективна существующая система обнаружения дорожно-транспортных происшествий.
Высокий уровень аварийности в значительной степени определяется отсутствием источников целевого финансирования работ по повышению безопасности дорожного движения.
Для этого необходимо обеспечить общественную поддержку мероприятий по повышению безопасности движения, улучшить системы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, осуществляющих обучение водителей, обучения населения правилам безопасного поведения на дорогах и улицах.
Децентрализация системы снабжения, разукрупнение предприятий, снижение порционности грузов, повышение требований к скорости их доставки и сохранности, либерализация внешней торговли ведут к увеличению спроса на автомобильные перевозки.
Возросшая численность автотранспортных средств и интенсивность движения на улицах и автодорогах общего пользования области послужила в определенной мере причиной роста аварийности.
Основной задачей Программы является анализ дорожно-транспортных происшествий, разработка и внедрение мероприятий по снижению уровня аварийности.