Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2010-2015 ГОДЫ"

Паспорт


Наименование Программы

Долгосрочная областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2015 годы" (далее также -Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Орловской области от 18 декабря 2009 года N 260-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчики Программы

Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области;

 Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области;

 Управление культуры и архивного дела Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

Начальник управления по делам молодежи Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области;

 начальник управления здравоохранения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области;

 начальник Управления культуры и архивного дела Орловской области

Цели и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота.
 Для достижения поставленной цели Программы предусмотрено решение следующих задач:
 сокращение масштабов распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений;

 реализация комплекса мероприятий антинаркотической направленности среди различных категорий населения, прежде всего - среди молодежи;

 снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;

 развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных органы-

заций в сфере профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;

 организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением, прежде всего - среди молодежи, по антинаркотической пропаганде;

 внедрение новых методов и средств профилактики наркомании, лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией

Важнейшие целевые
 индикаторы и
 показатели Программы

Заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ;

 число лиц, больных наркоманией;

 удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков;

 масштаб незаконного потребления наркотиков;

 степень доступности наркотиков для незаконного потребления;

 доля подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия;

 доля специалистов, прошедших обучение и переобучение в рамках реализации Программы

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы: 2010-2015 годы.
 Учитывая прогноз развития наркоситуации в Российской Федерации и Орловской области, оснований для разграничения этапов, существенно различающихся в стратегическом и структурно-функциональном аспектах выполнения Программы, не имеется, в связи с чем ее реализация осуществляется в один этап

Объемы и источники
 финансирования
 Программы

Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 14,1345 млн рублей, в том числе:
 2010  год - 1,31 млн рублей;

 2011  год - 2,111 млн рублей;

 2012  год - 2,1705 млн рублей;

 2013  год - 2,543 млн рублей;

 2014  год - 2,809 млн рублей;

 2015  год- 3,191 млн рублей

в том числе
 по направлениям
 затрат:
 капитальные вложения

_

НИОКР прочие нужды

14,1345 млн рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации
 Программы и показатели социально-экономической эффективности

Снижение заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ на 17 %;

 уменьшение числа лиц, больных наркоманией, на 7 %;

 сокращение на 10 % несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков;

 сокращение масштаба незаконного потребления наркотиков на 20 %;

 снижение степени доступности наркотиков для незаконного потребления на 14 %;

 рост численности подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, к концу 2015 года должен быть равен 125 %;

 рост численности специалистов, прошедших обучение и переобучение в рамках реализации Программы, к концу 2015 года должен быть равен 112%.

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Наркомания как социально и криминально опасное явление присутствовала в жизни общества на всех стадиях его развития. Однако наиболее высокого уровня ее распространение достигло в последнее десятилетие XX века, сформировавшись в глобальную наркоугрозу, которая уже привела к необратимой деградации и гибели огромного числа людей, выступая катализатором общего роста преступности, теневой экономики и коррупции.

Высокая смертность значительной части больных наркоманией даже при их стабильном общем числе на деле означает наличие скрытого систематического притока новых больных вместо выбывающих. Как показывает практика, большинство наркозависимых лиц в течение короткого промежутка времени переходят из разряда трудоспособного населения в категорию безработных, ведущих асоциальный, а в некоторых случаях и противоправный образ жизни. При этом государству наносится серьезный экономический ущерб, возникающий как от производственных убытков (снижение количества трудовых ресурсов), ухудшения демографической ситуации в стране, увеличения социальных затрат на реабилитацию и лечение наркозависимых, так и от их криминальной деятельности.

Оперативная обстановка в Центральном федеральном округе (далее также - округ) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ по-прежнему остается сложной.

Округ занимает лидирующее место среди индустриальных регионов страны и обладает развитой транспортной инфраструктурой, что делает его высокодоходным рынком сбыта наркотиков и позволяет наркопреступникам использовать его как часть наркотрафика из Азии в Европу.

За 9 месяцев 2009 года территориальными органами наркоконтроля зарегистрировано свыше 17,5 тысяч (17 544) наркопреступлений (снижение на 5 %, в аналогичном периоде прошлого года — 18 465). При этом 78 % из зарегистрированных преступлений являются тяжкими и особо тяжкими, что на 3 % превышает аналогичный показатель прошлого года.

Всего по округу из незаконного оборота изъято 1 634 кг наркотиков, и это больше показателя прошлого года на 9 % (1 493 кг). Следует отметить, что половина наркотических средств изъято на территории Москвы и Московской области, что вполне естественно, так как эти два субъекта являются самыми крупными транспортными узлами с высоким уровнем пассажиропотоков и грузоперевозок.

Благодаря предпринятым мерам территориальным органам округа удалось добиться неплохих показателей на линии противодействия контрабанде наркотиков. За 9 месяцев 2009 года выявлено 170 преступлений данной категории, что более чем на 19 % превышает показатели аналогичного периода прошлого года (142).

В 2009 году территориальными органами наркоконтроля округа ликвидирована деятельность 874 наркопритонов, что на 28 % превышает аналогичный показатель прошлого года.

Современное состояние проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Орловской области в целом характеризуется некоторым улучшением по отдельным показателям.

Так, если в 2004 году на учете в ОГУЗ "Орловский наркологический диспансер" находилось 923 наркопотребителя, то в 2008 году их количество составило 759 человек, а по состоянию на 1 октября 2009 года - 766. Таким образом, количество лиц, состоящих на учете по наркозависимости, за прошедшие шесть лет уменьшилось на 17 %, несовершеннолетних наркопотребителей - на 39 %.

За период 2004-2008 годов общее число выявленных в Орловской области наркопреступлений возросло почти в 2 раза, почти в 4 раза увеличилось количество расследованных групповых преступлений в общем объеме наркопреступности, в 2 раза увеличился удельный вес наркопреступлений в общеуголовной преступности.

Основные показатели деятельности правоохранительных органов по линии незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ представлены следующим образом:

Показатель

Зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
 (УВД + УФСКН)

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Количество
 преступлений,
 всего

535 (212+323)

861
 (316+545)

1108 (340+768)

1196
 (372+824 )

1072 (368 +699)

Тяжких и особо тяжких

410

700

827

837

638

В крупном размере

198

266

461

610

595

В особо
 крупном размере

68

122

127

133

103

Изъято всего наркотических
 средств, психотропных веществ и сильнодействующих веществ по оконченным производством уголовным делам, кг

79,19

56,81

56,96

54,51

67,59

Расследовано преступлений

401

563

814

933

770

В 2008 году впервые в Орловской области было ликвидировано преступное сообщество, связанное с наркопреступностью.

С 2004 года количество ВИЧ-инфицированных, заразившихся путем внутривенного введения наркотиков, остается на уровне 23-30 человек ежегодно.

За это же время несколько изменилась структура наркопотребления: уменьшилась доля потребителей наркотиков группы конопли, увеличилась доля потребителей наркотиков группы опия, появились потребители синтетических наркотиков.

Это позволяет говорить о том, что областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" способствовала снижению наркозаболеваемости в Орловской области. Согласованные меры по реализации программных мероприятий, проводимых в целях обеспечения условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и развития системы профилактики их потребления различными группами населения, прежде всего -молодежью, позволили удержать наркоситуацию под контролем.

К числу негативных факторов, влияющих на развитие наркоситуации, относятся:

повышение уровня организованности лиц, занимающихся незаконным производством и распространением наркотиков;

высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;

транснациональный характер наркопреступности, появление новых крупных источников производства наркотиков за рубежом и каналов поступления наркотиков на территорию Орловской области;

распространение видов наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;