Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2012 года N 503

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013—2016 ГОДЫ"

{Утратило силу: постановление Правительства Орловской области от 30.04.2013 г. N 153; ru57000201300417}

Во исполнение постановления Правительства Орловской области от 19 июля 2012 года N 248 "Об утверждении Перечня государственных программ Орловской области", в целях обеспечения развития отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013-2016 годы Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013— 2016 годы" (далее - государственная программа).

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова):

на период до 2016 года при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусматривать необходимое финансирование мероприятий государственной программы;

осуществлять перечисление средств областного бюджета на мероприятия, включенные в государственную программу, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение
к постановлению

Правительства Орловской области

от 29 декабря 2012 г. N 503

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013-2016 годы"



ПАСПОРТ государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013-2016 годы"

Наименование государственной программы

"Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013-2016 годы" (далее также - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области

Соисполнитель государственной программы

Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области

Перечень долгосрочных областных целевых программ

1)  долгосрочная областная целевая
 программа "Формирование здорового образа
 жизни у населения Орловской области на
 2012-2016 годы";

 2)  долгосрочная областная целевая
 программа "Первоочередные мероприятия
 по профилактике, диагностике и лечению
 сердечно-сосудистых заболеваний на
 2011-2015 годы";

 3)  долгосрочная областная целевая
 программа "Предупреждение заболеваний
 социального характера и борьба с ними в
 Орловской области на 2011-2015 годы";

 4)  долгосрочная областная целевая
 программа "Кадры учреждений
 здравоохранения Орловской области на
 2012-2015 годы";

 5)  долгосрочная областная целевая
 программа "Оснащение учреждений детства
 и родовспоможения современным
 медицинским оборудованием" на 2010-2015
 годы

Перечень подпрограмм

1)  "Совершенствование оказания
 медицинской помощи населению Орловской
 области на 2013-2016 годы";

 2)  "Укрепление материально-технической
 базы лечебно-профилактических
 учреждений области на 2013-2016 годы";

 3)  "Лекарственное обеспечение отдельных
 категорий граждан на 2013-2016 годы";

 4)  "Обеспечение полноценным питанием

беременных женщин, кормящих матерей и детей до 3 лет на 2013-2016 годы"

Цель государственной программы

Улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Орловской области, в том числе высокотехнологичной и специализированной

Задачи государственной программы

1)  формирование мотивации на ведение
 здорового образа жизни у населения
 Орловской области;

 2)  снижение смертности населения от
 болезней системы кровообращения;

 3)  развитие системы комплексной
 профилактики, диагностики, лечения и
 реабилитации при различных заболеваниях,
 включая социально значимые;

 4)  поддержание спорадического уровня
 заболеваемости инфекциями, управля емыми
 средствами иммунопрофилактики;

 5)  обеспечение готовности и дальнейшее
 совершенствование деятельности службы
 медицины катастроф области по
 своевременному и эффективному оказанию
 лечебно-профилактической и санитарно-
 эпидемиологической помощи населению
 при стихийных бедствиях, авариях,
 катастрофах и эпидемиях

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

1)  смертность населения (на 1000 человек);

 2)  смертность населения от болезней
 системы кровообращения (на 10 000
 человек);

 3)  младенческая смертность (на 1000
 родившихся);

 4)  количество жителей области, посетивших
 центры здоровья (человек);

 5)  уровень иммунной прослойки;

 6)  снижение удельного веса лиц,
 зарегистрированных как употребляющих
 алкоголь с вредными последствиями для
 здоровья

Этапы и сроки реализации государственной программы

Срок реализации государственной программы - 2013-2016 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы
 \ ¦:¦'.' ¦ - - -* Л *

Общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, -22 568 018,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
 2013  - 4 744 522,7 тыс. рублей;

 2014  - 5 299 306,1 тыс. рублей;

 2015  - 6 388 960,6 тыс. рублей;
 2016-6 135 228,6 тыс. рублей.
 Из общего объема средства областного бюджета- 21 741 225,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2013-4511 347,1 тыс. рублей;

 2014  - 5 066 130,5 тыс. рублей;

 2015  - 6 208 740,0 тыс. рублей;

 2016  - 5 955 008,0 тыс. рублей;
 средства федерального бюджета -
 826 792,4 тыс. рублей, в том числе по годам
 реализации:
 2013 - 233 175,6 тыс. рублей;

 2014-233 175,6 тыс. рублей;

 2015-180 220,6 тыс. рублей;

 2016 - 180 220,6 тыс. рублей

В том числе по направлениям затрат ¦ _.
 f '¦ - '

Капитальные вложения - 71 942,7 тыс.
 рублей;

 НИОКР - 0,0 тыс. рублей;

 прочие нужды - 22 496 075,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

1)  снижение смертности населения до 16,1
 на 1000 человек;

 2)  снижение смертности населения от
 болезней системы кровообращения до 101,0
 на 10 000 человек;

 3)  снижение младенческой смертности до
 9,5 на 1000 родившихся;

 4)  увеличение количества жителей области,
 посетивших центры здоровья, до 2700
 человек;

 5)  поддержание уровня иммунной
 прослойки не менее 97 %;

 6)  снижение удельного веса лиц,
 зарегистрированных как употребляющих
 алкоголь с вредными последствиями для
 здоровья, до 87 %

I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, текущее состояние основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Главной целью социальной политики Российской Федерации, в том числе Орловской области как одного из ее субъектов, в сфере здравоохранения является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению Орловской области, в том числе высокотехнологичной и специализированной.

Актуальность разработки государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013-2016 годы" обусловлена отрицательной динамикой некоторых показателей общественного здоровья (высокая смертность трудоспособного населения от туберкулеза, злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения, высокая заболеваемость социально значимыми заболеваниями), необходимостью реструктуризации учреждений первичной медико-санитарной помощи, модернизации специализированных видов медицинской помощи, обновления основных фондов и расширения сети учреждений здравоохранения. Сокращение смертности населения от предотвратимых причин, как правило, достигается путем проведения мероприятий по исключению причин заболеваний, профилактических мер по раннему выявлению заболеваний, снижения числа дорожно-транспортных происшествий, обеспечения своевременности и эффективности лечения при травмах и сердечно-сосудистых заболеваниях, увеличения доступности специализированных, в том числе высокотехнологичных, видов медицинской помощи.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", областной программы "Модернизация здравоохранения Орловской области на 2011-2012 годы" были частично оснащены диагностическим оборудованием лечебно-профилактические учреждения области, но сохраняется ряд медицинских учреждений, которые по оснащению не соответствуют рекомендуемым порядкам и стандартам.

Проблемы здравоохранения Орловской области длительное время были связаны с высоким уровнем дотационное™ бюджета, несформированностыо инфраструктуры рынка медицинских услуг.

Материально-техническая база медицинских учреждений, информатизация системы оказания медицинской помощи требует дополнительных финансовых вливаний с целью формирования единого подхода к реализации программы государственных гарантий и обеспечения выполнения федеральных отраслевых стандартов диагностики и лечения на территории всей страны.

Внедрение диагностических и лечебных технологий в систему практического здравоохранения требует инвестиций, которые должны быть направлены на ключевые, приоритетные направления медицинской отрасли.

Это позволит получить максимальный эффект в области улучшения состояния здоровья граждан.

Наиболее важными задачами государственной программы являются:

1) формирование мотивации на ведение здорового образа жизни у населения Орловской области;

2) развитие системы комплексной профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при различных заболеваниях, включая социально-значимые;

3) снижение смертности населения от болезней системы кровообращения;

4) поддержание спорадического уровня заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами иммунопрофилактики;

5) обеспечение готовности и дальнейшее совершенствование деятельности службы медицины катастроф области по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и санитарно- эпидемиологической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и эпидемиях. Решение таких задач возможно лишь при детальном планировании и проектировании процесса работы системы здравоохранения.

Достижение указанной цели возможно только при реализации комплекса социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на развитие системы здравоохранения Орловской области в рамках государственной программы.

Необходимость реализации государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области на 2013-2016 годы" диктуется сложившейся демографической ситуацией, особенностями возрастной структуры населения, заболеваемости и смертности.

В настоящее время в Орловской области, как и в Российской Федерации в целом, сохраняется напряженная демографическая ситуация, когда уровень смертности превышает уровень рождаемости. За последние три года наметилась тенденция к снижению уровня смертности и повышению рождаемости, однако острота проблемы депопуляции сохраняется.

В 2011 году, по данным переписи, население Орловской области составило 785 592 человека, в 2010 году - 793 144 человека. Зафиксировано некоторое замедление темпов снижения численности населения: по сравнению с данными на 1 января 2011 года оно уменьшилось на 4,3 тыс. человек, в то время как за предыдущий 2010 год население уменьшалось на 7,6 тыс. человек соответственно.

Трудоспособное население составляет на 1 января 2012 года 460,912 тыс. человек, что ниже, чем в предыдущие годы (2010 год - 492,884; 2009 год - 500,2).

Доля детского населения области также снизилась до 13,6 % (2010 год - 17 %, 2009 год - 17 %). Количество детей в возрасте от 0 до 14 лет составило 1 января 2012 года 108,999 тыс. человек (2010 год - 110,626; 2009 год - 110,558; 2008 год - 110,621), подростков в возрасте 15-17 лет - 23,982 тыс. человек (2010 год - 26,209; 2009 год -27,985; 2008 год-31,067).

Показатель рождаемости уменьшился до 10,5 на 1000 населения (2010 год - 11,0; 2009 год - 10,4; Российская Федерация в 2010 году - 12,5).

Показатель общей смертности на территории Орловской области составил 16,3 на 1000 населения (2010 год- 17,4; 2009 год— 16,7; Российская Федерация - 14,3 в 2010 году). В результате в Орловской области снизился показатель естественного прироста населения, который в 2011 году составил (-5,8); в 2010 году - (-6,4); в 2009 году - (-6,2).

Постепенно в области снижается количество умерших на 10 тыс. населения: в 2011 году данный показатель составил - 163,0 (2010 год - 174,0;

2009 год - 165,7, 2008 год - 172,7, Российская Федерация - 142,9). Среди них преобладают умершие от болезней системы кровообращения: в 2011 году показатель составил 103,0, что выше, чем по Российской Федерации, на -21,2 % (2010 год - 110,6; 2009 год - 105,6), по Российской Федерации в

2010 году - 81,2. Основными причинами смертей стали: гипертоническая болезнь - 2,3 (2010 год - 1,9; 2009 год - 1,4); острый и повторный инфаркт миокарда - 4,6 (2010 год - 4,9; 2009 год - 4,2); цереброваскулярные болезни - 19,6 (2010 год - 21,0; 2009 год - 22,4). Рост смертности от инфаркта миокарда и высокие значения показателя смертности от цереброваскулярных болезней в области обуславливает необходимость совершенствования оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Сохраняется тенденция увеличения количества смертей от злокачественных новообразований - 23,5 в 2011 году, что на 13,5 % выше, чем по Российской Федерации (2010 год - 24,3; 2009 год - 22,9; Российская Федерация в 2010 году - 20,7, в 2009 году - 20,69), что делает приоритетными мероприятия по совершенствованию онкологической помощи.

На территории Орловской области снижается общее число смертей как от несчастных случаев, отравлений и травм - 15,2 в 2011 году (2010 год - 16,4; 2009 год - 16,4), что на 58 % выше, чем по Российской Федерации, так и в результате отравления алкоголем - 2,5 в 2011 году (2010 год - 2,7; в 2009 год - 2,6), что на 21,4% выше, чем по Российской Федерации (2010 год-1,4; в 2009 год-1,5).

Растет число умерших от болезней органов пищеварения: в 2011 году данный показатель составил — 7,6, что превышает показатель по Российской Федерации на 16,9 % (2010 год - 7,4; 2009 год - 7,2), в том числе от алкогольных болезней печени - показатель составил 1,5 на 10 000 населения; от фиброзов и циррозов печени - 2,13. Несмотря на уменьшение количества смертей от болезней органов дыхания до 5,9 в 2011 году (2010 год - 6,2; 2009 год - 6,1), данный показатель превышает на 11,3 % смертность по Российской Федерации.

Наибольшие показатели в структуре общей смертности по результатам 2011 года представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговое
 место

Наименование класса

2011 год

2010 год

2009 год

1

Болезни системы кровообращения

63,2 %

63,6%

63,8 %

из них:

гипертоническая болезнь

1,4%

1,1%

0,9 %

острый и повторный инфаркт миокарда

2,9 %

2,8 %

2,6 %

цереброваскулярные болезни

12,0%

12,1 %

13,5%

2

Злокачественные новообразования

14,4 %

14,0%

13,8%

3

Несчастные случаи, травмы и отравления

9,3 %

9,4 %

10,0%

из них:

отравления алкоголем

1,5%

1,5%

1,5%

4

Болезни органов пищеварения

4,7 %

4,3 %

4,4 %

5

Болезни органов дыхания

3,6 %

3,6 %

3,7 %

На протяжении последних пяти лет отмечается устойчивая тенденция как снижения числа умерших в трудоспособном возрасте - 3041 человек (2010 год - 3262, 2009 год - 3408), так и доли умерших в трудоспособном возрасте среди всех умерших - 23,8 % (2010 год - 23,7 %; 2009 год - 25,2 %).

Наибольшие показатели в структуре причин смерти лиц трудоспособного возраста по результатам 2011 года представлены в таблице 2.

Таблица 2

Ранговое
 место

Наименование класса

2011 год

2010 год

2009 год

1

Болезни системы кровообращения

34,8 % (1057 чел.)

34,5 % (1127 чел.)

32,2 % (1097 чел.)

2

Несчастные случаи, травмы и отравления

27,9 % (850 чел.)

28,5 % (9 29 чел.)

29,6 % (1008 чел.)

3

Злокачественные новообразования

16,9% (514 чел.)

15,6% (508 чел.)

16,6% (564 чел.)

4

Болезни органов пищеварения

8,7 % (263 чел.)

8,4 % (273 чел.)

8,5 % (291 чел.)

5

Болезни органов дыхания

5,1 % (155 чел.)

5,1 % (167 чел.)

5,4 % (185 чел.)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»