Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

1.1. Характеристика российской индустрии туризма

Туризм сегодня стал одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой экономики, потенциал которого в России не используется в полном объеме.

В России в туристской и сопутствующих отраслях занято 5,6 % от общей занятости населения (в мире в среднем - 8 %). По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в России с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7 % ВВП (в среднем в мире – 9,7 %), инвестиции в туристскую индустрию России составляют 12,1 % от общих инвестиций. По данным Росстата, в 2008 году в Россию въехали с туристскими целями 2,3 миллиона граждан, туристские поездки в другие страны совершили 11,3 миллиона россиян, а внутренний туристский поток достиг 30,3 миллиона человек.

В опубликованном в 2009 году рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума из 113 стран мира Россия заняла 59-е место, поднявшись на 5 строк по сравнению с 2008 годом. При этом динамика ежегодного роста вклада туризма в ВВП в России значительно превышает среднемировую и составляет 28,8 % за период с 2002 по 2007 годы (мировой рост за тот же период - 9,4 % в год). По оценке Всемирной туристской организации, потенциал России позволяет принимать до 40 миллионов иностранных туристов и существенно увеличить внутренний туристский поток. При этом основным конкурентным преимуществом России в сфере туризма считается богатейшее культурно-историческое и природное наследие в сочетании с фактором неизведанности.

По прогнозу Всемирной туристской организации, Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры к 2020 году может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.

Туризм стимулирует создание новых рабочих мест. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туротрасли и сопутствующих отраслях. Туристская отрасль характеризуется высоким мультипликативным эффектом - 2,8, опережая такие сферы, как нефтепереработка и машиностроение.

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, относится 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действует 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба.

Среди жителей Российской Федерации рейтинг популярности различных видов и направлений туризма на сегодняшний день выглядит следующим образом:

1) пляжный туризм - 38 %;

2) культурно-познавательный туризм - 20 %;

3) деловой туризм - 18 %;

4) спортивный туризм - 8 %;

5) оздоровительный туризм - 7 %;

6) круизный туризм - 3 %;

7) сельский туризм - 2 %;

8) событийный туризм - 1 %;

9) паломнический туризм - 1 %;

10) экологический туризм - 1 %;

11) прочие виды туризма - 1 %.

В настоящее время туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, являются неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов и недостаточно активное имиджевое позиционирование России как туристской державы на внутреннем и международном рынках, что оказывает негативное влияние на рейтинговые показатели страны.

Для изменения сложившейся ситуации с учетом мирового опыта необходимо сильное государственное участие в решении проблем туристской отрасли как на федеральном, так и на региональном уровнях. Приоритетной задачей государственной политики является развитие внутреннего и въездного туризма.

Таким образом, туризм как сфера национальной экономики приобретает на современном этапе статус одного из стратегических направлений социально-экономического развития России.

1.2. Характеристика туристской отрасли Орловской области

Орловская область обладает хорошими ресурсами для развития туризма. В отрасли работает 7 туроператорских компаний, 88 туристских агентств, 17 гостиничных хозяйств, 4 санатория, пансионат, 15 детских оздоровительных центров, ряд туристских баз. Общий номерной фонд по состоянию на 1 января 2011 года составил порядка 1500 номеров, рассчитанных на одновременный прием до 2500 человек.

Туристская специфика Орловской области обуславливается как географическими, так и историческими причинами. Географически территория области уникальна водоразделом трех речных бассейнов - Деснянского, Волжского и Донского, что создавало идеальные условия для сухопутных путешествий. Сегодня область характеризуется разнообразием рельефов, климатических зон, животного и растительного мира, значительным рекреационным потенциалом.

В древности Орловщина оказалась отдалена от центров российской государственности, сюда долго доходили столичные веяния в религии, культуре, общественной жизни. Лишь в XIV веке регион подвергся христианизации и включению в состав Российского государства. Благодаря столь поздней утрате самостоятельности на территории Орловской области сохранились уникальные народные промыслы с языческими корнями, множество народных песенных, обрядовых традиций, которые вскормили целую плеяду писателей, поэтов, философов, художников, прославивших не только Орловщину, но и Россию.

В Орловской области рейтинг популярности различных видов и направлений въездного и внутриобластного туризма на сегодняшний день выглядит следующим образом:

1) культурно-познавательный туризм - 43 %;