Механизм сформирован как составная часть общей системы оказания государственной финансовой поддержки органам местного самоуправления по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и основан на заявительном принципе с учетом необходимости стимулирования жилищного строительства. Механизм реализации направлен на ликвидацию многоквартирных домов, признанных до 1 января 2010 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Реализацию Подпрограммы планируется осуществлять при взаимодействии с Фондом ЖКХ при обязательном выполнении условий, предусмотренных статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ.
В случае участия Фонда ЖКХ в Подпрограмме ее реализация будет осуществляться посредством переселения граждан из аварийного жилья в малоэтажные энергоэффективные дома с использованием инновационных наноматериалов, под которыми понимаются дома, определяемые в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (жилые дома блокированной застройки и многоквартирные дома не выше трех этажей). В данном случае будут скорректированы требования, предъявляемые к муниципальным контрактам, в целях стимулирования проектов малоэтажного жилищного строительства.
В целях обеспечения прозрачности и эффективности в сфере предоставления, получения и использования финансовой поддержки, Ответственный исполнитель Подпрограммы под контролем Руководителя Подпрограммы осуществляет деятельность по обеспечению оперативного контроля за реализацией Подпрограммы и соблюдением условий предоставления финансовой поддержки, для чего дважды в месяц формируется оперативная информация о ходе реализации Подпрограммы.
В силу чего муниципальное образование, принимающего участие в реализации мероприятий Подпрограммы, формирует и направляет в Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области в срок до 1 февраля соответствующего года реализации мероприятия бюджетную заявку с последующим еженедельным отчетом о ходе выполнения мероприятий Подпрограммы. Порядок предоставления бюджетных заявок муниципальными образованиями, включая форму, структуру и особенности их составления устанавливаются Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Рассмотрение бюджетных заявок производится ежегодно в порядке, устанавливаемом Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, в котором предполагается использование механизмов конкурсного отбора.
К основным критериям конкурсного отбора относятся: 1. Наличие муниципальной программы переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и непригодным для проживания до 1 января 2010 года, содержащей соответствующий перечень домов (исходя из перечня таких домов, количества или площади помещений в них, согласованных с собственниками этих помещений способов переселения, программа по переселению граждан обосновывает необходимый объем финансовой поддержки за счет средств областного бюджета для выполнения представленной бюджетной заявки муниципального образования в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда).
2. Наличие запланированных в бюджете муниципального образования средств на переселение граждан.
3. Наличие графика сноса многоквартирных жилых домов (представляемых в бюджетной заявке), признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2010 года.
4. Наличие аварийных многоквартирных домов, для собственников помещений в которых истек установленный разумный срок сноса таких домов силами собственников, а также аварийные многоквартирные дома, в которых все жилые и нежилые помещения находятся в муниципальной собственности.
5. Наличие документов о соответствии заявляемых к расселению домов условиям признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В случае участия аварийных жилых домов, представляемых в рамках подаваемых бюджетных заявок, в федеральных программах и мероприятиях, реализуемых государственными корпорациями, перечень критериев конкурсного отбора будет скорректирован в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов федерального уровня, рекомендациями министерств и государственных корпораций.
Органом, осуществляющим взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями в рамках мероприятий Подпрограммы, выступает Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Список жилых домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках Программы, приведен в приложении 7 к Программе. Перечень жилых домов сформирован на основе данных муниципальных образований, представленных в системе АИС "Мониторинг" Фонда ЖКХ.
По результатам рассмотрения бюджетных заявок Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области не позднее 1 марта года, соответствующего году реализации мероприятий, готовит соответствующий проект нормативно-правового акта Правительства Орловской области о предоставлении финансовой поддержки муниципальным образованиям. Распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями-участниками Подпрограммы производится по итогам конкурсного отбора, утверждаемым протоколом заседания конкурсной комиссии, формируемой Ответственным исполнителем. Средства областного бюджета направляются в муниципальные образования в соответствии с бюджетной заявкой в пределах доведенных до Ответственного исполнителя лимитов бюджетных обязательств в порядке, установленном Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.
Средняя рыночная стоимость 1 м общей площади жилья устанавливается в размере 24150 рублей. Средняя рыночная стоимость 1 м общей площади жилья на соответствующий год реализации Подпрограммы может быть пересмотрена решением Правительства Орловской области до подготовки нормативно-правового акта о выделении финансовых ресурсов муниципальным образованиям.
Средства областного бюджета, предусмотренные в Подпрограмме, направляются на долевое финансирование работ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда при следующих условиях:
1. Включение жилого дома в муниципальную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную в установленном законодательством порядке и предусматривающую софинансирование работ из средств муниципального бюджета.
2. Соблюдение органами местного самоуправления при переселении граждан из аварийного жилищного фонда статей 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3. Наличие единогласного решения собственников помещений в аварийных многоквартирных домах, приведенных в приложении 7 к Программе, принятого на общем собрании собственников, о готовности участвовать в переселении.
4. Соблюдение органами местного самоуправления графика сноса многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2010 года (условие вступает в силу с 1 января 2012 года).
5. Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу до 1 января 2010 года, во вновь возведенное жилье, не ниже стандартов экономического класса, в том числе и малоэтажное.
6. Расселение представленных в бюджетной заявке многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2010 года, в течение календарного года.
Руководитель Подпрограммы при направлении в орган местного самоуправления средств областного бюджета осуществляет мониторинг выполнения Подпрограммы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа предоставляемой главами муниципальных образований отчетности о ходе работ, о выполнении предусмотренных условий предоставления финансовой поддержки и отчета о расходовании средств. Формы отчетности утверждаются руководителем Подпрограммы. Ответственность за достоверность и полноту представляемой отчетности возлагается на глав муниципальных образований.
В случае непредставления отчетности, выявления нецелевого использования денежных средств, использования средств областного бюджета без долевого финансирования со стороны органа местного самоуправления или невыполнения условий предоставления средств государственной поддержки руководитель Подпрограммы приостанавливает предоставление дальнейшей финансовой поддержки до устранения замечаний. Бюджетные заявки, представленные органами местного самоуправления, до устранения выявленных замечаний рассмотрению не подлежат.