Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 1997 года N 426

О ПРОГРАММЕ "ОЗДОРОВЛЕНИЕ МАЛЫХ РЕК ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА".

{Утратило силу:
Указ Губернатора Орловской области от 03.02.2010 N 22; НГР: ru57000201000037}

{См. также: Постановление Главы администрации от 17 октября 1996 г. N 565}

На территории Орловской области имеется 2100 малых рек общей протяженностью 9150 км со средним годовым стоком 3721 млн. куб. м, 13 водохранилищ с объемом более 1 млн. куб. м и 1360 прудов различного назначения.

Ежегодно на нужды промышленности, энергетики, сельского хозяйства, коммунальных бытовых предприятий используется 55-65 млн. куб. м воды малых рек и искусственных водоемов.

За последние годы из-за спада уровня производства произошло снижение техногенной нагрузки на водные объекты, однако, накопленные за десятилетия проблемы характеризуют состояние малых рек как неудовлетворительное. Многие предприятия не имеют локальных очистных сооружений для очистки производственных и поверхностных сточных вод, а очистные сооружения гг. Орла, Ливен, Дмитровска и других районных центров перегружены и не обеспечивают нормального качества. Девять районных центров не имеют систем коммунальной канализации и очистных сооружений.

Ежегодно в малые реки сбрасывается со сточными водами до 90 тысяч тонн вредных веществ, вследствие чего многие из них имеют высокую степень загрязнения, а такие как р. Лисица и её приток р. Кола, отдельные участки р. Сосны утратили способность к самоочищению.

Существенными факторами, обуславливающими обмеление рек, являются нарушение режима водоохранных зон и сокращение объемов работ по воспроизводству запасов поверхностных вод.

Землепользователями не соблюдаются требования проектов водоохранных зон, распашка водосборов нередко ведется до урезов воды, производится необоснованная вырубка лесонасаждений, медленно выполняется программа по выносу производственных объектов. Берега рек, ручьев, водоемов, расположенных вблизи населенных пунктов или протекающих через них, повсеместно превращены в места свалок бытовых отходов и мусора.

Вместе с тем в Малоархангельском, Орловском районах накоплен положительный опыт по бережному отношению к любому водному - даже самому малому - источнику, опыт строительства прудов силами и средствами водопользователей, с привлечением широких слоев населения.

В целях устранения серьезных недостатков в охране, использовании и воспроизводстве вод малых рек области, повышения экологической культуры водопользователей, улучшения работы органов местного самоуправления, природоохранных служб, средств массовой информации по формированию среди населения, работников сферы управления в производстве экологического мировоззрения.

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Программу "Оздоровление малых рек Орловской области на период до 2005 года" утвердить (прилагается).

2. Главам районных и городских администраций в месячный срок рассмотреть на расширенных заседаниях коллегий вопросы состояния всех водных источников, совместно с водопользователями, органами государственного экологического, водного, земельного, лесного и санитарного контроля определить конкретные объемы, сроки и порядок выполнения водоохранных мероприятий за счет водопользователей с привлечением широких слоев населения.

3. Одобрить опыт администраций Малоархангельского (Заложных П.В.) , Орловского (Аверкиев А.И.) районов по воспроизводству водных ресурсов в хозяйствах собственными силами и средствами водопользователей, с привлечение широких слоев населения, пропаганде бережного отношения к водным источникам.

4. Комитету по водному хозяйству (Тихонова Г.П.), Комитету по охране окружающей среды (Кузнецов М.Н.) обратить внимание на улучшение работы по охране и рациональному использованию водных ресурсов малых рек и водоемов.

5. Определить основной подрядной организацией по строительству и реконструкции гидротехнических сооружений и других водохозяйственных объектов "Орелинжсельстрой" (Копытов В.Ф.).

6. Управлению лесами (Лебедев А.Н.) обеспечить выполнение работ по облесению водоохранных зон в соответствии с утвержденной Программой.

7. Поручить администрации г. Орла (Кисляков А.Г.) рассмотреть вопрос завершения строительства водохранилища на р. Рыбница для воспроизводства водных ресурсов и обеспечения устойчивого водоснабжения города.

8. Комитетам по охране окружающей среды (Кузнецов М.Н.), водного хозяйства (Тихонова Г.П.) совместно с комитетом по высшей школе и народному образованию (Копылова А.В.) разработать программу экологического обучения учащихся школ, ВУЗов, кадров управленческо-производственного аппарата водопользователей, обеспечить её реализацию в соответствии с Постановлением от 17 октября 1996 г. N 565 "О порядке профессиональной экологической подготовки кадров управления и производства".

9. Контроль за исполнением возложить на заместителя главы администрации области Майорова А.Н.

Глава администрации Е.С. Строев

ПРОГРАММА "Оздоровление малых рек Орловской области на период до 2005 года" г. Орел - 1997 г.

Введение


Область занимает территорию, лежащую в бассейнах трех крупных рек: Оки - 59%, Дона - 32% и Десны - 9%. Малые реки и водоемы располагаются во всех административных районах. На площади 24,7 тыс. кв. км протекает 2100 водотоков общей протяженностью 9150 км со средним годовым объемом 3721 млн. куб. м.

Формирование стока осуществляется 13 крупными водохранилищами емкостью от 1 до 10 млн. куб. м каждое и 1360 прудами объемом менее1 млн. куб. м.

Водные ресурсы малых рек и водоемов используются практически во всех отраслях народного хозяйства:

- энергетике, промышленности, коммунальном, сельском, рыбном хозяйствах, для орошения, наполнения хозяйственно-бытовых и противопожарных прудов, в садоводческих товариществах, объектах рекреации и др.

При ежегодном объеме водопотребления 180 млн. куб. м забор воды из поверхностных водных объектов составляет 60,0-65,0 млн. куб. м. Наиболее крупными водопотребителями являются предприятия теплоэнергетики городов Орла, Мценска и Ливен.

В бассейнах малых рек имеется 7,5 тыс. га орошаемых и 50,3 тыс. га осушенных земель. Забор воды на орошение не превышает 11,0 млн. куб. м. Значительная часть мелиорируемых земель из-за отсутствия надежной эксплуатации нуждается в ремонте и реконструкции.

454 садоводческих товарищества, расположенных на площади 13,5 тыс. га, осуществляют водозабор в объеме 12,4 млн. куб. м. Наибольшее количество расположено в Орловском, Ливенском и Новосильском районах в бассейнах рек Орлика, Оптухи, Рыбницы, Сосны, Зуши и др. Основная часть выделенных земель находится в пределах водоохранных зон рек и их прибрежных полосах, что отрицательно сказывается на качестве водных объектов.

Рыбохозяйственный фонд состоит из рек, водохранилищ, прудов. Общая площадь водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, составляет 3,4 тыс. га, из них рыборазведение осуществляется на площади зеркала 1,2 тыс. га Рыбхозы расположены на реках Лубна, Неживка, Локна, Тросна, Людская. При Шаховском водохранилище на реке Оке действует рыбоводный завод, который занимается воспроизводством рыбных запасов осетровых пород.

В малые реки сбрасывают сточные воды различные водопотребители:44 промышленных и 13 предприятий коммунального хозяйства, 28 перерабатывающей промышленности, 21 животноводческого комплекса и др. Объем сброса сточных вод в малые реки составляет 98,0 -100,0 млн. куб. м, в том числе недостаточно очищенных - 71,6 млн. куб. м (72,4%), неочищенных - 17,6 млн. куб. м (17,8%).

Качество воды водотоков характеризуется различной степенью загрязнения: от умеренного в верховьях до сильного ниже населенных пунктов. В воде присутствуют азот аммонийный и нитратный, медь, железо, фенолы, сульфаты.

Источниками загрязнения малых рек являются рассредоточенные стоки:

- распаханных сельхозугодий с биогенами и пестицидами;

- животноводческих комплексов и ферм;

- селитебных зон городов и населенных пунктов;

- территорий промышленных застроек;

- свалок бытовых отходов.

На водосборах расположено 1163 животноводческих ферм. Как правило, они не оборудованы очистными сооружениями и навозохранилищами. Крупные животноводческие комплексы (16 шт.) имеют систему утилизации навоза и очистки стоков, но их работа остается неудовлетворительной.

Из-за близкого расположения пашни к водоохранным зонам в результате смыва с полей в водотоки поступает большое количество органических и взвешенных минеральных веществ.

Очистные сооружения предприятий жилищно-коммунального хозяйства в основном работают с перегрузкой, нуждаются в расширении и реконструкции, а в семи районных центрах (п. Покровское, п. Долгое, г. Малоархангельск, п. Знаменское, п. Шаблыкино, п. Красная Заря, п. Хотынец) отсутствуют.

Источниками накопления высокотоксичных веществ (бензопирена, диоксина и др.) являются 25 свалок бытовых отходов.

Нарушение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах малых рек и их прибрежных защитных полосах ведет к дополнительному загрязнению водотоков.

Несоблюдение необходимых севооборотов, распашка склонов, перемещение влаги вдоль борозд, сосредоточение поверхностного стока, неудовлетворительное снегозадержание способствует эрозионным процессам на водосборах.

Существующая сеть гидрологических и гидрохимических постов недостаточна для мониторинга водных объектов, она не позволяет полностью выявить причины, источники и границы загрязнения.

Цели и задачи Программы.


Главной задачей программы "Оздоровление малых рек Орловской области на период до 2005 года" является коренное улучшение экологической обстановки, восстановление и сохранение водной среды, флоры и фауны, обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности людей.

Реализация мероприятий требует объединения усилий органов местного самоуправления, природоохранных, общественных организаций, водопользователей и населения.

Для повышения водности малых рек необходимо: строительство 38 аккумулирующих русловых прудов и водохранилищ сезонного и многолетнего регулирования и более 120 прудов на водосборах, реконструкция 53 гидроузлов, находящихся в аварийном состоянии, восстановление более 40 бывших плотин малых ГЭС и мельничных запруд, расчистка родников, проведение дноуглубительных работ.

Улучшение качественных характеристик поверхностных водных объектов будет достигнуто за счет строительства 21 очистных сооружений в районных центрах, 40 ливневых канализаций, реконструкции, расширения и восстановления локальных очистных сооружений на 115 промышленных и 95 сельхозпредприятиях, организации поверхностного стока с территорий 16 животноводческих комплексов и 1163 ферм, выполнения противоэрозионных и агротехнических мероприятий на площади 3,0 тыс. га, обустройства водоохранных зон водотоков.

Организационно-хозяйственные мероприятия по оздоровлению малых рек.


1. Считать главной задачей городских, районных администраций, органов местного самоуправления, управления сельского хозяйства и продовольствия, природоохранных и общественных организаций, предприятий-водопользователей коренное улучшение экологической обстановки, восстановление и сохранение малых рек и водоемов области (приложения N 1-2).

2. Обеспечить строительство 38 русловых прудов и водохранилищ, 120 водоемов на водосборах, реконструкцию 53 гидроузлов, восстановление 40 бывших плотин малых ГЭС и мельничных запруд, используя положительный опыт администраций Малоархангельского и Орловского районов по воспроизводству водных ресурсов собственными силами и за счет средств водопользователей (приложения N 3-5).

1997-2005 гг.

- Городские, районные администрации, сельскохозяйственные предприятия, акционерные общества, водопользователи.

2. Произвести дноуглубительные работы на реках с общей длиной 86,1 км, расчистку 189 истоков русел и 1535 родников за счет средств водопользователей и привлечения общественных организаций, студентов и учащихся (приложения N 6-7).

1997-1999 гг.

- Городские, районные администрации, сельскохозяйственные предприятия, акционерные общества, водопользователи, общественные организации.

3. Осуществить строительство 21 очистного сооружения системы канализации, реконструкцию и ремонт 115 локальных очистных сооружений промышленных и сельскохозяйственных предприятий (приложения N 8-10).

1997-2005 гг.

- Городские, районные администрации, сельскохозяйственные и муниципальные производственные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, акционерные общества.

4. С целью организации поверхностного стока с территорий селитебных зон, промышленных площадок и водосборов произвести строительство 40 локальных очистных сооружений ливневых стоков и устройство водозадерживающих валов на длине 2615 км (приложения N 11-12).

Осуществить строительство и реконструкцию 1113 навозохранилищ на животноводческих фермах (приложение N 13).

1997-2005 гг.

- Городские, районные администрации, сельскохозяйственные и муниципальные производственные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, акционерные общества.

5. Произвести обустройство водоохранных зон и их прибрежных защитных полос:

- вынос в натуру проектов водоохранных зон протяженностью 4384 км (приложение N 14);

- обвалование 47 хозяйственно-бытовых построек (приложение N 15);

- залужение прибрежных защитных полос на площади 0,4 тыс. га (приложение N 16);

- облесение водоохранных зон и овражно-балочной сети на площади 2,3 тыс. га (приложение N 17);

- вынос летних лагерей 19 шт. (приложение N 18);

- загонов для скота в количестве 42 шт. (приложение N 19).

1997-2000 гг.

- Районные администрации, управление лесами, районные управления сельского хозяйства и продовольствия, сельскохозяйственные предприятия, акционерные общества, водопользователи.

6. Осуществлять ведение локального мониторинга водных объектов 120 предприятий-загрязнителей (приложение N 20).

1997-2005 гг.

- Комитет по водному хозяйству, комитет по охране окружающей среды, Центр по гидрометеорологии и мониторингу, предприятия-водопользователи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»