Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года, стала одной из крупнейших катастроф XX века. На больших территориях наблюдалось повышенное содержание радионуклидов в молоке, овощах, мясе и других видах сельхозпродукции.

Работы по радиационному мониторингу территории Российской Федерации развернуты начиная с первых дней после аварии. Всего обследовано более 6 миллионов квадратных километров территории России. На основе аэрогаммасъемки и наземных обследований подготовлены и изданы карты по загрязнению цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 европейской части Российской Федерации. В 1998 году осуществлено зонирование территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению (таблица 1).

Таблица 1. Зонирование территории России, подвергшейся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (по состоянию на 1 января 1999 г.).

Субъект Российской Федерации

Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом

Зона проживания с правом на отселение

Зона отселения

населенные пункты, единиц

чис ло жителей, тыс. чел.

населенные пункты, единиц

число жителей, тыс. чел.

населенные пункты, единиц

число жителей, тыс. чел.

1

2

3

4

5

6

7

Брянская область

539

172,0

237

133,0

194

78,6

Калужская область

284

88,0

68

4,4

Орловская область

885

142,0

15

0,5

Тульская область

1184

719,0

121

31,9

Белгородская область

79

74,0

Воронежская область

79

33,0

1

2

3

4

5

6

7

Курская область

168

119,0

Ленинградская область

29

8,4

Липецкая область

75

36,0

Республика Мордовия

16

11,0

Пензенская область

33

10,0

Рязанская область

320

123,0

Тамбовская область

7

2,0

Ульяновская область

5

2,8

Итого

3703

1540,2

441

169,8

194

78,6

Согласно данным таблицы 1 Орловская область - третья в Российской Федерации по числу населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Значительная часть населения продолжает проживать в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что обуславливает лишения, связанные с психологическими, экономическими и социальными проблемами: чернобыльская катастрофа способствовала формированию негативного образа территории Орловской области, что отрицательно сказалось на экономических возможностях и благосостоянии населения региона. В общем виде схема подобного негативного влияния представлена в отчете для Организации Объединенных Наций (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема снижения уровня жизни населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС

Из данной схемы следует, что нельзя рассматривать экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС отдельно от социально-экономических и медицинских последствий, ведь наименее защищенные группы населения, проживающие на пострадавших территориях, находятся в своеобразном замкнутом круге, в котором каждая последующая проблема, с которой сталкивается человек, приводит к дополнительному снижению его жизненного уровня.

Для преодоления данной ситуации необходимо обеспечить доступ граждан к основным социальным услугам, включая услуги в сфере здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства.

До настоящего времени задачи преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС решались в рамках федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" и соответствующей областной целевой программы.

В соответствии с указанными программами реализован комплекс мер, направленных на радиационную, медицинскую, социальную и психологическую защиту граждан и реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий. Вместе с тем результаты, достигнутые при выполнении программных мероприятий, свидетельствуют, что решение проблемы носит долговременный характер и требует продолжения работ по данному направлению. Принятие в июне 2011 года федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года" послужило основой для разработки настоящего программного документа.

Основными принципами Программы являются:

1. Реализация комплексного подхода, нацеленного на определение наиболее серьезных медицинских и демографических проблем, а также путей их решения с помощью специальных мероприятий при одновременном проведении общей политики содействия возвращению к нормальной жизни как в отношении пострадавших территорий, так и в отношении пострадавших лиц и групп населения. Стимулируя процесс реабилитации, данные меры обеспечат защиту наиболее уязвимой части населения в условиях сокращения расходов на мероприятия по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также помогут справиться с широко распространенными психологическими последствиями аварии.

2. Хотя стимулирование внутренних инвестиций является эффективным способом борьбы с безработицей и повышения уровня жизни населения, тем не менее этого недостаточно для решения наиболее серьезных социальных проблем, обусловленных аварией на Чернобыльской АЭС. Помимо этого необходимо развивать социальную и инженерную инфраструктуру. Причем акцент необходимо сделать на улучшении условий проживания населения на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

Реализация подобных проектов не может быть осуществлена только в рамках текущей деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и деятельности хозяйствующих субъектов. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения долгосрочных организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.