Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2009 года N 40

ОБ ОБЛАСТНОЙ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЕ "КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В 2009 ГОДУ

{Утратило силу:
постановление Правительства Орловской области от 15.07.2009 г. N 93; НГР: ru57000200900269}

В целях создания комфортных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах, стимулирования процессов реформирования правоотношений в жилищной сфере, а также реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" в Орловской области Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную адресную программу "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Орловской области" в 2009 году.

2. Постановление Коллегии Орловской области от 17 ноября 2008 года N 354 "Об областной адресной программе "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Орловской области" в 2009 году признать утратившим силу.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, руководителя блока инфраструктуры Д. А. Орлова.

Представитель Правительства

Орловской области

А.П. Козлов


Приложение
к постановлению Правительства Орловской области
от 29 мая 2009 г. N 40

ОБЛАСТНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА "КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" В 2009 ГОДУ

Паспорт программы


Наименование программы

областная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Орловской области" в 2009 году (далее - программа, региональная программа)

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ"

Государственный заказчик программы

Губернатор Орловской области

Руководитель программы

руководитель Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области

Разработчики программы

Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области (далее также - Департамент);

 филиал федерального государственного учреждения "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" по Орловской области

Ответственный исполнитель программы

начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Орловской области

Цели и задачи программы

- финансовая поддержка муниципальных образований, органы местного самоуправления которых обеспечили реформирование жилищно-коммунального хозяйства в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, в которых собственники помещений самостоятельно выбрали способ управления многоквартирным домом (товариществом собственников жилья или управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме) и приняли решение о проведении капитального ремонта;

 - создание комфортных, безопасных и благоприятных условии проживания граждан в многоквартирных домах;

 - проведение активной агитационно-разъяснительной работы с населением;

 - разработка и соблюдение прозрачных и публичных процедур отбора участников программ;

 - обеспечение высокой степени готовности собственников помещений в многоквартирных домах к проведению капитального ремонта;

 - использование эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта;

 - стимулирование процессов реформирования жилищной сферы;

 - развитие общественного самоуправления и инициативы собственников жилья в рамках реформы жилищных правоотношений;

 - создание эффективных механизмов управления жилищным фондом на территории Орловской области.

Важнейшие целевыеиндикаторы и показатели программы

капитальный ремонт 376 многоквартирных домов с общей площадью помещений 544 тысячи кв. метров;
капитальный ремонт 305 многоквартирных домов с комплексным ремонтом
 Показатели приведены в приложении 1 к программе.

Срок реализации программы

2009-2010 годы

Объемы и источники финансирования программы

Источники финансирования программы - средства финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в пределах утвержденного для Орловской области лимита предоставления финансовой поддержки, а также средства долевого финансирования за счет бюджета Орловской области и бюджетов, участвующих в региональной программе органов местного самоуправления, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, либо средства собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту.
 Общая стоимость программы составляет 527,313 млн. рублей, в том числе:
 субсидии бюджета за счет средств Фонда - 464,132 млн.
 3 рублей;

 субсидии за счет средств областного бюджета - 31,737 млн. рублей;

 субсидии, предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование - 5,074 млн. рублей;

 средства товариществ собственников жилья, других кооперативов либо собственников жилых помещений в домах - 26,368 млн. рублей.
 В рамках реализации программы предполагается финансирование мероприятий по установке общедомовых приборов учетов потребления коммунальных ресурсов в соответствии с региональной адресной программой "Переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009-2012 годы", с общим объемом финансирования в 2009 году - 20,993 млн. рублей, в том числе:
 за счет средств бюджета Орловской области - 0,734 млн. рублей

Ожидаемые конечные показатели социально- экономической эффективности программы

передача многоквартирных домов в управление собственникам помещений;
создание института профессиональных управляющих многоквартирными домами;

 формирование и передача собственникам жилых помещений в многоквартирных домах земельных участков, расположенных под многоквартирными домами;

 прекращение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей, дотирования предприятий коммунальной отрасли;

 создание конкуренции на рынке предоставления коммунальных услуг, развитие концессиональных механизмов обслуживания систем ЖКХ

Управление программой и система организации контроля за ее реализацией

координацию деятельности программы осуществляет руководитель программы;

 руководитель программы в установленном порядке отчитывается перед Губернатором и Председателем Правительства Орловской области о ходе исполнения
 программы в сроки, позволяющие подвести итоги отчетного периода

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в Орловской области. Высока степень износа существующего жилищного фонда, основную часть которого составляют так называемые "хрущевки", построенные в 70-е годы и практически исчерпавшие свой ресурс, рассчитанный на 50 лет. Другую часть жилищного фонда, имеющего высокий износ, составляют панельные дома, построенные в период Орловской "непрерывки".

Исключительная важность проблемы подчеркнута Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году. На основе инициативы Президента Российской Федерации сформирован Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее также - Фонд), выступающий одним из источников федерального финансирования работ по капитальному ремонту жилищного фонда.

К жилым помещениям с неудовлетворительными условиями проживания можно отнести большую часть ветхого жилищного фонда, признанного нуждающимся в капитальном ремонте в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

По данным Орелстата в Орловской области отмечается большой объем площадей ветхого жилищного фонда (диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Динамика увеличения площади ветхого жилищного фонда в Орловской области

Рост площади ветхого жилищного фонда в 2001 и 2004 годах сложился по причине перевода в муниципальную собственность многоквартирных жилых домов предприятий-банкротов, а также передачи ведомственного жилья ОАО "ОСПАЗ" и ОАО "РЖД". Кроме того, существенным фактором увеличения площади ветхого жилищного фонда является проведенная в 2001 и в 2004 годах инвентаризация жилищного фонда. По итогам ревизии технического состояния жилищного фонда, проведенной в 2007 году Департаментом строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области совместно с органами местного самоуправления, Орелстатом и ОГУП "Недвижимость", площадь ветхого жилищного фонда на конец 2007 года составляла 1,5 млн. кв. м., что соответствовало реальной ситуации, поскольку до 1 января 2007 года в Дмитровском, Знаменском, Колпнянском, Кромском, Краснозоренском, Малоархангельском, Новодеревеньковском, Покровском районах ветхого жилищного фонда не числилось. В г. Ливны доля площади ветхого жилищного фонда составляла 5%, а в г. Мценске -1,9%.

Учитывая данные муниципальных образований об объемах капитального ремонта жилищного фонда за период с 2002 по 2006 годы (диаграмма 2), можно констатировать значительный недоремонт жилых домов, объемы которого составляют не более 0,5% от общего объема жилищного фонда Орловской области и от 5,6% до 17,2% от общего объема ветхого жилья.

Диаграмма 2.

Сравнив показатели диаграмм I и 2 можно сделать вывод, что динамика увеличения площади ветхого жилищного фонда опережала объемы капитального ремонта жилых домов.

В связи со сложившейся ситуацией констатируется необходимость решения проблемы капитального ремонта жилых домов программно-целевым методом с оказанием государственной поддержки в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализации основных положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" (далее также - Федеральный закон N 185-ФЗ).

В ходе реализации на территории Орловской области Федерального закона N 185-ФЗ в 2008 году объемы капитального ремонта увеличились более чем в пять раз (диаграмма 3).

Диаграммы 3.

Объем капитального ремонта жилищного фонда на терриории Орловской области, тыс.кв.м.

В результате реализации программы в 2008 году на территории области отремонтировано 350 многоквартирных жилых домов, в том числе проведен комплексный капитальный ремонт в 209 домах. Общая площадь отремонтированных домов составила 389,894 тысяч квадратных метров. В настоящее время работы по капитальному ремонту ведутся в Волховском, Орловском, Должанском, Новодеревеньковском районах и городе Орле.

Следует отметить, что в результате реализации Федерального закона N 185-ФЗ на территории области у собственников жилья появилась инициатива по выбору способа управления многоквартирным домом. Так в 2007 году в области функционировало всего 10 товариществ собственников жилья, а на 1 января 2009 года товарищества собственников жилья созданы в 886 многоквартирных домах, что составляет 9,2% от общего числа домов, находящихся на территории Орловской области.

2. Основные цели и задачи областной программы, целевые индикаторы и показатели

Главной целью реализации областной адресной программы является финансовая поддержка муниципальных образований, органы местного самоуправления которых обеспечили реформирование жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, в которых собственники помещений самостоятельно

выбрали способ управления многоквартирным домом (товариществом собственников жилья или управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме) и приняли решение о проведении капитального ремонта.

Задачи областной адресной программы:

- создание комфортных, безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах;

- проведение активной агитационно-разъяснительной работы с населением;

- разработка и соблюдение прозрачных и публичных процедур отбора участников программы;

- обеспечение высокой степени готовности собственников помещений в многоквартирных домах к проведению капитального ремонта;

- использование эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта;

- стимулирование процессов реформирования жилищной сферы;

- развитие общественного самоуправления и инициативы собственников жилья в рамках реформы жилищных правоотношений;

- создание эффективных механизмов управления жилищным фондом на территории Орловской области.

Работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов будут являться стимулирующим фактором процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Для исключения повторения сложившейся проблемной ситуации одновременно с капитальным ремонтом жилых домов будет реорганизована система управления в жилищной сфере, основывающаяся на принципах активного привлечения граждан к управлению своей собственностью.

Основными задачами на этапе реорганизации жилищных правоотношений следует признать:

- развитие общественного самоуправления и инициативы собственников жилья в рамках реформы жилищных правоотношений;

- создание эффективных механизмов управления жилищным фондом на территории Орловской области.

Планируемые показатели выполнения региональной программы приведены в приложении 1 к программе.

3. Механизм реализации и управления областной программы

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2007 году была поставлена задача создания специального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Уставной деятельностью этого Фонда определено финансирование за счет средств федерального бюджета капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. На эти цели в ближайшие четыре года предполагается выделить 240 млрд. рублей.

Эти средства должны запустить механизм постоянного поддержания жилищного фонда в соответствии с нормативными эксплуатационными требованиями и что не менее важно, содействовать становлению эффективных объединений собственников жилья. В качестве организационной формы этого Фонда выбрана государственная корпорация.

Федеральный закон N 185-ФЗ установил правовые и организационные основы предоставления государственной финансовой поддержки в целях реформирования ЖКХ и формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом. Федеральный закон N 185-ФЗ установил порядок выделения государственной корпорацией средств федерального бюджета органам государственной власти субъектов РФ; критерии выделения средств субъектам РФ, в том числе общие условия, направленные на стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Решением Наблюдательного Совета Фонда в декабре 2007 года Орловской области определен лимит в сумме более 1,5 млрд. рублей.

Механизм областной программы сформирован как составная часть общей системы оказания государственной финансовой поддержки товариществам собственников жилья, жилищным и другим кооперативам, собственникам жилых помещений в проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов.

Руководителем программы назначается - руководитель Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области. Участниками программы являются органы местного самоуправления, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, выбранные собственниками помещений при условии согласия их участия в программе.

На основании Федерального закона N 185-ФЗ и методических рекомендаций Фонда содействия реформированию ЖКХ рабочая группа по обеспечению своевременного и качественного формирования заявки Орловской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, формирует и направляет в Фонд соответствующую заявку. Заявка и региональная программа формируется совместно с органами местного самоуправления, на территории которых выполняются условия Федерального закона N 185-ФЗ. Перечень муниципальных образований, участвующих в региональной программе и выполнивших условия Закона, приведен в разделе 4 настоящей программы.

Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, для которых планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов Орловской области и местных бюджетов на проведение капитального ремонта приведен в приложении 2 к программе.

Перечень домов сформирован на основе критериев отбора многоквартирных домов, предельной стоимости проведения капитального ремонта с учетом обоснования ресурсного обеспечения программы.

После принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки и поступлении средств Фонда в бюджет Орловской области средства Фонда и средства областного бюджета распределяются между муниципальными образованиями, включенными в заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Принципы распределения средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями - участниками региональной программы и объемы долевого финансирования указаны в разделе 8 настоящей программы.

Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с приложением 2 к программе, определен в разделе 12 программы.

Средства Фонда и средства областного бюджета, предусмотренные в программе, направляются на безвозвратной и безвозмездной основе на долевое финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов при следующих условиях:

- включении многоквартирного жилого дома в муниципальную адресную программу капитального ремонта на 2009 год, утвержденную в установленном законодательством порядке и предусматривающую участие в софинансировании работ за счет средств муниципального бюджета;

- наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе;

- признании многоквартирного жилого дома нуждающимся в капитальном ремонте в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", другими действующими нормативно-правовыми документами;

- соблюдении муниципальным образованием условий предоставления финансовой поддержки, указанных в Федеральном законе N 185-ФЗ.

Руководитель программы, в случае направления в орган местного самоуправления средств областного бюджета, осуществляет мониторинг выполнения программы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа представляемой главами муниципальных образований отчетности о ходе работ, о ходе выполнения предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки и отчета о расходовании средств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»