Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в современном мире, обеспечить достойную жизнь всем гражданам российского общества. В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Образовательные учреждения являются важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной системы образования - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" положена в основу разработки Программы и определяет основные направления развития общего образования в Орловской области.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства необходимо стремиться обеспечить эффективное использование ресурсов — человеческих, информационных, материальных, финансовых. Приоритетными направлениями развития системы образования области были и остаются:
повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования;
создание эффективной системы оценки качества образования;
совершенствование роли учителя как ключевой фигуры в реализации государственной политики в области образования, рост уровня его заработной платы;
совершенствование ресурсного обеспечения региональной системы образования;
создание творческой среды для выявления одаренных детей, системы сопровождения талантливой молодёжи.
В Орловской области создана и эффективно действует многоуровневая система образования, основанная на использовании самых современных методик и программ. Региональная сеть образовательных учреждений насчитывает 839 единиц, в которых обучается 184,2 тыс. человек: дошкольные учреждения - 187; начальные школы/детские сады - 23; общеобразовательные школы 473; учреждения начального профессионального образования 21; учреждения среднего профессионального образования 15; учреждения высшего профессионального образования - 8; детские дома и школы-интернаты - 19; учреждения дополнительного профессионального образования - 3; учреждения дополнительного образования детей - 90.
В общеобразовательных учреждениях Орловской области в 2009 -2010 годах по программам профильного обучения в классах с углублённым изучением отдельных предметов занимаются более 40% школьников 9-11 классов; 15 гимназий и лицеев области дают повышенный уровень образования 30% успешно успевающим школьникам. В 2007 году область стала участником проекта "Гимназический Союз России", что позволило дополнительно привлечь 10 млн рублей, обеспечить необходимым оборудованием базовые образовательные учреждения, которые становятся региональными ресурсными центрами общего образования.
В рамках информатизации образования оборудовано 403 компьютерных класса, имеющих выход в сеть Интернет; более 2,5 тыс. педагогов области прошли курсы повышения квалификации по информационным коммуникативным технологиям.
Вновь создаваемая сеть базовых общеобразовательных школ, являющихся центрами материального обеспечения и педагогического сопровождения учебного процесса, дает возможность внедрять инновационные образовательные программы. Этими центрами стали 51 образовательное учреждение, получившее поддержку Президента Российской Федерации в размере 1 млн рублей. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в эти школы было поставлено 214 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования на общую сумму 56,6 млн рублей.
Реализация программы "Сельский школьный автобус" позволила обеспечить подвоз 1886 учащихся к месту учёбы. Закуплено 53 автобуса на общую сумму 36,7 млн. рублей.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования области является формирование у детей и подростков мотивации к здоровому образу жизни. В большинстве школ созданы условия для организации физического воспитания: спортивные залы - 312; плоскостные сооружения (спортивные площадки) - 690; тиры - 43; бассейны - 5.
Но используемое в учебном процессе оборудование не соответствует современным требованиям и нуждается в обновлении.
Во всех школах Орловской области введены уроки физической культуры в количестве 2 часов в неделю для учащихся 1-11 классов с охватом детей всех физкультурных групп здоровья. Третий дополнительный час занятий физической культурой введен в учебные планы за счет школьного компонента в отдельных классах 217 общеобразовательных школ. Необходимо увеличение часов для занятий физической культурой в школах на всех ступенях обучения.
На территории области работает 40 центров содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
Еще одно важное направление в системе образования за последние три года - создание механизма оценки качества образования. С 2007 года основным составляющим государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных школ стал единый государственный экзамен (далее также - ЕГЭ).
Результаты проведенного в Орловской области ЕГЭ позволяют говорить о стабильной положительной динамике в подготовке выпускников (показатели итоговой аттестации выпускников 11 классов в Орловской области выше общероссийских). Прослеживается тенденция увеличения количества учащихся, получивших 100 баллов по результатам единого государственного экзамена (2007 год - 2 выпускника, 2009 год - 10 выпускников). Необходимо совершенствовать систему оценки качества образования, требуется независимая проверка знаний школьников при переходе их из 4 в 5 и из 9 в 10 классы. На сегодняшний день создано и успешно функционирует областное государственное учреждение "Региональный центр оценки качества образования", основным направлением деятельности которого является организация, обеспечение проведения и подведение итогов государственных экзаменов.
В этой связи необходимо дальнейшее организационное, методическое и технологическое совершенствование деятельности данного центра.
В последние годы в Орловской области создается система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Лауреатами премии Президента Российской Федерации за 4 года (2006-2009 годы) в Орловской области стали ПО учащихся. Молодым талантам Орловщины выделены премии в объеме 3,6 млн рублей.
Лауреатами премии Губернатора Орловской области в 2008 году стали 12 представителей талантливой молодежи, на что из средств регионального бюджета выделено 240,0 тыс. рублей. Среди победителей приоритетного национального проекта "Образование" - учащиеся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования, студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования. Материальное поощрение талантливой молодежи входит в практику руководителей муниципальных образований.
В текущем учебном году стипендии Губернатора Орловской области получают 596 учащихся общеобразовательных школ, воспитанников учреждений дополнительного образования, студентов средних и высших учебных заведений, аспирантов, достигших особых успехов в учебной и научной деятельности как в целом по курсу, так и по отдельным дисциплинам.
В течение 3 лет 6 молодых ученых за лучшие научно-исследовательские работы, представляющие интерес как для развития региона, так и науки в целом, награждаются премией Губернатора Орловской области в сумме 25 тыс. рублей каждая.
С 2002 года в Орловской области присуждается ежегодная премия имени А.П. Киселева за лучшую работу по математике. Для совершенствования работы по выявлению и поддержке одаренных школьников и талантливой молодёжи необходимо ежегодное проведение муниципальных предметных олимпиад школьников, областных межвузовских олимпиад, областного межвузовского конкурса научных студенческих проектов.
Ключевой фигурой в реализации государственной политики в области образования является учитель. В системе образования области трудится более 30 тыс. педагогических работников.
Инновационный характер осуществляемых перемен в образовании требует повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.