Основные показатели работы систем водоснабжения
N | Показатели | В разрезе лет | ||
2007 год | 2008 год | 2009 год | ||
1 | Отпуск воды потребителям, млн куб. м/год | 54,1 | 52,6 | 53,6 |
2 | Одиночная протяженность уличной водопроводной сети, тыс. км | 3,5 | 3,6 | 3,7 |
3 | Установленная мощность водопровода, тыс. куб. м/сутки | 549 | 529 | 526 |
4 | Удельный вес уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, % | 29,9 | 32,5 | 29,7 |
За последние 10-15 лет значительно увеличилась разница между реальной и учетной (первоначальной) стоимостью основных средств инфраструктуры, водопроводно-канализационного хозяйства, что не позволяет большинству предприятий использовать для замены сетей такой источник инвестиций, как амортизация. Как следствие - высокая изношенность разводящих водопроводных сетей, сокращение масштабов строительства объектов водоснабжения из-за отсутствия должного финансирования, многочисленные аварии на них в связи с длительным непроведением ремонтных работ.
Основная проблема заключается в недостаточности средств бюджетов, а также средств коммунальных предприятий на поддержание в требуемом состоянии тепловых и водопроводных сетей, объектов ЖКХ и жилищного фонда Орловской области. Это связано с большой капиталоемкостью, которая не обеспечена соответствующими финансовыми ресурсами.
В существующих условиях органы местного самоуправления области не обеспечат нормальное функционирование коммунальной инфраструктуры.
Следовательно, задача модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе и в направлении повышения эффективности использования энергии, должна быть решена в предстоящий период в рамках подпрограммы 1.
Сектор жилья считается одной из самых проблемных областей в том, что касается экономии энергоресурсов. По данным государственного статистического наблюдения, общая площадь жилищного фонда Орловской области в многоквартирных домах, по состоянию на 1 января 2010 года, составляет более 19 млн кв. м.
В настоящее время деятельность предприятий ЖКХ сопровождается весьма большими потерями тепловой энергии и воды. Фактическое удельное потребление воды в расчете на 1 жителя превышает установленные нормативы в 1,5-2 раза, а удельное теплопотребление - в 2-3 раза.
Обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия и учреждения, в том числе жилые и общественные здания, потребляющие более 6000 т условного топлива в год (ГОСТ Р 51379-99 "Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы"). Официальным документом, подтверждающим факт обследования, является энергетический паспорт.
Назревшая необходимость во внедрении энергетического паспорта здания очевидна: для установления величины расчетного расхода тепла на отопление, горячее водоснабжение, годового теплопотребления и удельного теплопотребления на кв. м площади, контроля за выполнением строительных норм, стимулирования к энерго- и ресурсосбережению (население будет платить только за потребляемую энергию) и для обеспечения комфортных условий проживания для жильцов и высокого качества услуг.
Проведение энергетических обследований - один из необходимых этапов решения проблемы энергосбережения. Энергетическая паспортизация потребителей энергоресурсов является основным инструментом повышения энергоэффективности и предназначена для подтверждения соответствия фактических показателей энергетической эффективности нормативным.
Очень часто для принятия собственниками решения о модернизации здания полезной оказывается информация о том, насколько потребление энергии на его отопление отличается от эффективного. Такую информацию может дать только энергетический паспорт здания. Введение требования об энергетическом паспорте связано с защитой интересов потребителей. Потенциального покупателя или арендатора помещения в здании, просвещенного в вопросе энергоэффективности, обычно больше всего интересует, каково энергопотребление в данном конкретном здании в сравнении с другими подобными зданиями, так как это напрямую связано с его будущими расходами на оплату коммунальных услуг.
К сожалению, до сих пор не все домовладельцы оценили важность исследований и фиксации энергетических показателей в паспорте здания. Ведь главная цель подготовки энергетического паспорта - поэтапная работа по созданию энергетического баланса жилищного фонда, контроль за потреблением энергетических ресурсов и определение мероприятий по экономии энергии, что, в конечном счете, выгодно в первую очередь самому домовладельцу.
К числу проблем, стоящих перед муниципальными образованиями области, следует отнести отсутствие на объектах жилищного фонда приборов учета потребления и регулирования подачи тепловой энергии и воды. В большинстве случаев расчет за потребленную тепловую энергию и воду осуществляется на основании проектных данных о нагрузках. При этом расходы, связанные с потерями тепла и воды при их транспортировке, включаются в тариф и перекладываются на потребителя. В итоге завышаются себестоимость услуг и объемы реализации.
Эффект от внедрения квартирных приборов учета очевиден. Установка коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов (далее также - общедомовые приборы учета) также не менее целесообразна.
В отличие от квартирных приборов учета общедомовые приборы учета позволяют контролировать не только объемы потребления, но и параметры качества ресурсов (давление, температуру и др.), несоблюдение которых может привести к неоправданному увеличению объемов потребления (например, при увеличении давления холодной воды, при снижении температуры горячей и т.д.). Кроме того, общедомовые приборы учета позволяют точно определить потери воды по пути от центрально-теплового пункта до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями, выявить утечки в системах водо- и теплоснабжения многоквартирных домов. Установка общедомового прибора учета позволяет выявлять локализацию потерь.
Установка общедомовых приборов учета продиктована также необходимостью учета затрат воды на содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме, уборку и поливку, так как в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", все затраты на содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должны оплачивать собственники, общедомовые приборы учета позволят учесть весь объем горячей и холодной воды, потребленный домом на данные цели.
В настоящее время доля жилищного фонда, оборудованного коллективными приборами учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах, составляет:
на системах отопления - 4,6 %;
системах водоснабжения - 37 %;
системах электроснабжения - 74 %;
системах газоснабжения - 82 %.
С учетом указанных обстоятельств проблема заключается в том, что при существующем уровне энергоемкости региона предстоящие изменения стоимости энергетических и коммунальных ресурсов приведут к следующим негативным последствиям:
росту затрат предприятий ЖКХ на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления;
снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на государственное и муниципальное управление;