Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Часть 1. Сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе


Основной проблемой низкой энергоэффективности в бюджетном секторе является отсутствие нормативно-правовой базы, стимулирующей энергосбережение, и как следствие - реальной заинтересованности руководителей организаций в экономии топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР).

Для повышения эффективности использования ТЭР в бюджетном секторе необходимо упорядочить вопросы, связанные с финансированием энергосберегающих мероприятий и дальнейшим учетом получаемой экономии.

Проведение энергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях и организациях финансируется за счет средств соответствующего бюджета. Отдельных видов договоров, имеющих своей целью сокращение финансирования из бюджета с одновременным обеспечением качественного выполнения работ и (или) оказания услуг, в сфере энергосбережения законодательством не установлено.

Разработка и утверждение ряда нормативно-правовых актов, стимулирующих энергосбережение в бюджетной сфере, в том числе:

порядок определения нормативной энергоемкости;

порядок заполнения энергодеклараций бюджетных учреждений;

порядок сохранения экономии энергоресурсов на 1 год после реализации энергосберегающих проектов;

порядок выделения грантов на выполнение энергосберегающих проектов.

Необходимо законодательно закрепить право бюджетной организации самостоятельно использовать сэкономленные за счет проведения энергосберегающих мероприятий средства, сохраняя базовый уровень натуральных лимитов (нормативов) энергообеспечения на срок, превышающий период окупаемости энергосберегающих мероприятий (как минимум на один год).

Для установления правовых основ энергосбережения в бюджетном секторе необходимо закрепить порядок заключения и исполнения отдельных видов договоров, направленных на рациональное использование энергетических ресурсов, которые позволяют привлекать финансовые ресурсы для модернизации объектов бюджетной сферы, с возвратом средств за счет получаемой экономии.

С технической точки зрения повышение эффективности использования ТЭР достигается на основе внедрения энергоэффективных технологий и энергетического менеджмента.

Энергетический менеджмент включает в себя последовательные стадии:

мониторинг объема потребления ТЭР;

проведение энергетических обследований и составление энергопаспортов объектов с целью выявления резервов снижения потребления ТЭР;

выбор энергосберегающих мероприятий, снижающих объем потребления ТЭР;

реализация энергосберегающих мероприятий;

мониторинг энергетической эффективности реализованных мероприятий.

К числу основных технических мероприятий по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы относятся: утепление подвалов, плоской крыши, чердачных перекрытий, окон, теплоизоляция наружных стен, устройство теплоотражающих экранов за радиаторами, утепление труб внутренней разводки системы горячего водоснабжения (далее - ГВС), восстановление рециркуляции в системе ГВС, промывка системы отопления здания, установка эффективной водоразборной арматуры в сочетании с ремонтом труб, установка приборов учета и балансировочных вентилей на вводе в здание, наладка системы отопления, установка термостатов на отопительных приборах, замена элеваторных узлов на схему с насосом и системой регулирования и автоматизации, устройство индивидуальных тепловых пунктов, реконструкция узла регулирования температуры горячей воды в открытых системах теплоснабжения, устройство пофасадного регулирования здания, устройство периодического режима отопления здания, замена котельного оборудования на более эффективное, перекладка тепловых сетей, замена ламп в системах освещения на энергосберегающие светильники и установка систем автоматического регулирования освещения.

Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2, предусмотрена дифференциация тарифов по числу часов использования максимума, учитывающая режим использования потребителями электрической энергии (мощности) и позволяющая потребителю управлять затратами на энергоресурсы.

Сокращение затрат на энергоресурсы потребителями бюджетной сферы целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

1) рациональное энергопотребление;

2) отказ от неэффективного энергооборудования;

3) оснащение современными средствами учета потребления энергоресурсов;

4) согласование при строительстве (реконструкции) бюджетных объектов требований по использованию энергоэффективного оборудования и первичному оснащению приборами учета;

5) разработка заданий по снижению энергоемкости для каждого бюджетного учреждения на основе анализа его энергетического паспорта;

6) использование как экономических стимулов экономии энергоресурсов, предполагающих направление экономии на увеличение фонда оплаты труда, так и негативных экономических стимулов, предусматривающих санкции за невыполнение заданий по сокращению энергопотребления.