В муниципальных образованиях области сосредоточено основное количество объектов ЖКХ. Вопросы их текущего содержания находятся в ведении органов местного самоуправления муниципальных образований области.
К полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы организации электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, а также управления муниципальным жилищным фондом.
Органы местного самоуправления являются, как правило, крупнейшими собственниками жилищного фонда в муниципальном образовании и выполняют основные организационные функции по управлению и содержанию жилищного фонда, в том числе в случае, если собственники жилых помещений не реализуют свои права по управлению жилыми домами.
Основная проблема при этом заключается в недостаточности средств местных бюджетов на поддержание в требуемом состоянии муниципального жилищного фонда. Это связано с большой капиталоемкостью муниципального хозяйства, которое не обеспечено соответствующими финансовыми ресурсами.
Жилищный фонд муниципальных образований области не обеспечен финансовыми возможностями местных бюджетов. Даже с учетом трансфертов из областного бюджета, доходов от найма и средств, поступающих от населения на содержание и ремонт муниципальных жилых
помещений, капиталоемкость муниципального жилищного фонда в 2 - 3 раза выше показателей других отраслей экономики области.
В существующих условиях задача модернизации объектов муниципальной собственности, в том числе и в части повышения эффективности использования энергии, не может быть решена в предстоящий период исключительно за счет средств местных бюджетов.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления муниципальных образований области.
Эти обстоятельства имеют особое значение при управлении процессом энергосбережения в регионе.
Мощным механизмом воздействия на процесс повышения эффективности использования энергии являются имеющиеся у органов местного самоуправления муниципальных образований области полномочия по согласованию производственных и утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры. В технические задания по разработке инвестиционных программ и в сами программы в обязательном порядке должны включаться мероприятия по энергосбережению.
Целью данного раздела является формирование системы мер по стимулированию энергосбережения в жилищном фонде муниципальных образований области, созданию условий для реализации органами местного самоуправления функций по повышению эффективности использования энергоресурсов.
Условием предоставления финансовой помощи и бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований является решение ими следующих задач:
1) обеспечить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии и воды основные энергопотребляющие объекты ЖКХ и перейти на расчеты между муниципальными организациями и поставщиками коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета;
2) обеспечить применение современных энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства за счет средств местного бюджета;
3) сформировать систему муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;
4) обеспечить проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов в жилищном фонде;
5) обеспечить установку приборов учета малоимущим гражданам;
6) принять меры по приватизации муниципального жилищного фонда, в том числе за счет увеличения платы за наем;
7) активизировать работу по реформированию отношений в сфере управления жилищным фондом, передаче на конкурсной основе функций управления многоквартирными домами управляющим компаниям с обязательным включением энергосберегающих мероприятий в условия договоров управления;
8) создать условия для обеспечения жилищного фонда приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии и воды, перехода на расчеты между населением и поставщиками коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета;
9) обеспечить доступ населения муниципального образования к информации по энергосбережению;
10) предусматривать включение мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности использования энергии в технические задания по разработке инвестиционных программ, а также в производственные и инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии со своими полномочиями органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют муниципальные программы энергосбережения, а также иные муниципальные программы с учетом мер энергосбережения.
Координацию деятельности по реализации государственной политики в сфере энергосбережения и мониторинг ее результатов в муниципальных образованиях области осуществляет руководитель подпрограммы 1.
Предоставление средств областного бюджета для реализации мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности на территории муниципальных образований будет проводиться на конкурсной основе по результатам выполнения органами местного самоуправления положений настоящей подпрограммы.