Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И ДРУГИХ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2015 ГОДЫ"

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" основными целями государственной аграрной политики являются:

повышение конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, качества российских продовольственных товаров;

обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня жизни, в том числе оплаты труда;

формирование эффективно функционирующего рынка

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, и развитие инфраструктуры этого рынка;

увеличение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Данным документом определено, что одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей в первую очередь в агропромышленном комплексе.

Приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе являются:

1) восстановление и поддержание занятости населения, создание новых рабочих мест, обеспечивающих переход агропромышленного производства на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;

2) поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства;

3) увеличение количества и модернизация рабочих мест на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции);

4) стимулирование увеличения количества рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах;

5) повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами.

Реформы, проводимые в агропромышленном комплексе Орловской области с конца восьмидесятых годов XX века, позволили обеспечить поступательное и эффективное развитие сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. При этом крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, являющиеся малыми формами хозяйствования в АПК, стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, малыми формами хозяйствования в АПК являются личные подсобные хозяйства (далее также - ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства (далее также - К(Ф)Х), сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Названные субъекты отнесены к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

В рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие АПК" (2006-2007 годы) и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы началось выделение значительных бюджетных средств на повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. На субсидирование процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам, на приобретение элитных семян, дизельного топлива, племенное дело, страхование урожая, производство конопли, садоводство и другие направления поддержки малых форм хозяйствования в АПК было выделено: в 2006 году - 48,87 млн руб., в том числе 8,1 млн руб. из областного бюджета, в 2007 году - 56,99 млн руб., в том числе 16,93 млн руб. из областного бюджета, в 2008 году - 95,5 млн руб., в том числе 8,68 млн руб. из областного бюджета, в 2009 году -71,016 млн руб., в том числе 8,28 млн руб. из областного бюджета, в 2010 году - 88,48 млн руб., в том числе 12,97 млн руб. из областного бюджета, в 2011 году - 65,365 млн руб., в том числе - 6,2 млн руб. из областного бюджета. За указанный период бюджетные расходы по данному направлению составили 426,2 млн руб., в том числе из бюджета Орловской области - 61,16 млн руб.

Государственная поддержка малых форм хозяйствования в АПК является важным фактором повышения доходов и уровня жизни сельского населения, обеспечения занятости и самозанятости, устойчивого развития сельских территорий и продовольственной безопасности страны. В связи с этим субъекты Российской Федерации применяют различные механизмы поддержки малых форм хозяйствования в АПК.

Для определения новых путей развития малых форм хозяйствования в АПК, создания благоприятных экономических условий повышения их эффективности, выравнивания конкурентной среды, решения указанных проблем и подготовлена настоящая Программа.

В настоящее время в Орловской области 1,452 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 183,5 тыс. личных подсобных хозяйств с общей площадью сельскохозяйственных угодий 290,6 тыс. га. Численность занятых в К(Ф)Х и ЛПХ (основной вид деятельности) составляет более 47,3 тыс. человек или 29,8% занятого населения в сельской местности.

Малые формы хозяйствования Орловской области занимают значительный удельный вес в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства. На долю ЛПХ в 2009 году приходилось 36%, в 2010 году — 39,7% стоимости продукции сельского хозяйства, в том числе в производстве продукции животноводства - 48,1%, в 2010 году - 44,6 %, растениеводства - 27,1 %, в 2010 году - 35,6 %. Аналогично на долю К(Ф)Х в 2009 году - 7,2%, в 2010 году - 5,8% стоимости продукции сельского хозяйства, в том числе в производстве продукции животноводства в 2009 году -2,6 %, в 2010 году - 2,7 %, растениеводства - 10,5%, в 2010 году - 8,9%.

Вместе с тем малые формы хозяйствования решают, прежде всего, проблему собственного продовольственного обеспечения. В 2006 году уровень товарности молока в ЛПХ составил 29,7%, в 2007 году - 29,6%, в 2008 году -43,1%, в 2009 году - 45%, в 2010 году - 47 %. Уровень товарности скота и птицы (в живом весе) в ЛПХ составил в 2006 году 34,2%, в 2007 году - 35,4%, в 2008 году - 60,6 %, в 2009 году - 56 %, в 2010 году - 57,8%.

По данным Орелстата, в К(Ф)Х и хозяйствах населения в 2010 году произведено 45,4% валовой продукции сельского хозяйства, что включает в себя 36,6 тыс. т скота и птицы в живом весе (31,6%), 100,8 тыс. т молока (42,7%), 265,5 тыс. т зерна (17,6%), 196,3 тыс. т картофеля (92,9%), 48,2 тыс. т овощей (92,3%). Несмотря на рост удельного веса малых форм хозяйствования в общем объеме производства продукции сельского хозяйства, негативные тенденции характерны и для данного сектора экономики. На начало 2011 года сокращение поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств Орловской области по сравнению с 1991 годом составило 80,6%, при этом в хозяйствах населения -44,1%, в К(Ф)Х поголовье возросло с 0,2 тыс. гол. до 5,4 тыс. гол. По численности коров тенденция аналогичная: во всех категориях хозяйств поголовье коров сократилось на 77,5%, в хозяйствах населения - на 65,6%. Положительной динамикой характеризуется ситуация по поголовью свиней: за анализируемый период при общем сокращении поголовья свиней во всех категориях хозяйств Орловской области на 30,3% в хозяйствах населения поголовье уменьшилось на 12%, в К(Ф)Х численность свиней возросла с 0,1 тыс. гол. до 12,3 тыс. гол.

Важную роль малые формы хозяйствования играют в решении социальных проблем села, обеспечении занятости, устойчивого развития сельских территорий и поддержании доходов населения. Они способствуют сохранению территориального расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. В перспективе социально-экономическая роль К(Ф)Х и ЛПХ усилится, особенно в наполнении региональных агропродовольственных рынков, в производстве экологически чистой и безопасной продукции.

Вместе с тем производственный и социальный потенциал малых форм хозяйствования на селе используется недостаточно эффективно. Об этом, в частности, убедительно свидетельствует тот факт, что на 1 января 2011 года (по данным Орелстата) на 100 хозяйств населения в Орловской области приходится всего 9 гол. коров, 40 гол. свиней, 18 гол. овец и 6 гол. коз.

В сложившихся социально-экономических условиях при инерционном сценарии развития и текущем уровне государственной поддержки в 2012-2015 годах количество К(Ф)Х и площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в их пользовании, будет неуклонно снижаться. Недостаточный уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования ведет к сдерживанию внедрения новых технологий производства, переработки и хранения

сельскохозяйственной продукции, результатом чего является низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности продукции.

Малые формы хозяйствования испытывают ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем: