Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности - с повышением уровня образования населения. Именно сфера образования на современном этапе является ключом к обеспечению устойчивого экономического роста Орловской области в средне- и долгосрочной перспективе.
Социально-экономические особенности современного этапа развития Российской Федерации в целом и Орловской области в частности объективно требуют качественного совершенствования системы профессионального образования. Необходимо создать условия для становления региональной системы профессионального образования как ресурса социально-экономического развития Орловской области и благополучия граждан.
В связи с этим в настоящее время необходима опережающая модернизация профессионального образования по отношению к потребностям современной экономики. Для решения таких задач требуется обеспечение нового качества развития производительных сил, чтобы на выходе из кризиса в Орловской области были высококвалифицированные специалисты.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства необходимо стремиться обеспечить эффективное использование человеческих, информационных, материальных, финансовых ресурсов. Приоритетными направлениями развития системы профессионального образования области были и остаются:
а) совершенствование содержания и структуры профессионального образования;
б) модернизация экономических отношений в системе профессионального образования;
в) сохранение и развитие кадрового потенциала системы профессионального образования;
г) развитие материально-технической базы областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
д) совершенствование системы управления профессиональным образованием;
е) развитие системы воспитательной деятельности в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В Орловской области создана и эффективно действует многоуровневая система профессионального образования, которая включает в себя 13 профессиональных училищ, 3 профессиональных лицея, 17 областных образовательных учреждений среднего профессионального образования, 1 ведомственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, 1 Центр развития творчества учащейся молодежи учреждений профессионального образования, 1 Учебно-методический центр по ГО и ЧС по Орловской области.
В 16 областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования обучаются 6 149 учащихся. Прием учащихся в образовательные учреждения начального профессионального образования ежегодно сокращается, соответственно сокращается и выпуск квалифицированных рабочих. Из общего числа выпускников учреждений данного профиля 26 % получили профессии, востребованные в торговле и общественном питании, 19 % - в строительстве, 18 % - в сельском хозяйстве и на транспорте, 11 % - в промышленности, 28 % - в социальной сфере. О востребованности рабочих кадров и специалистов среднего звена на региональном рынке труда свидетельствует тот факт, что на протяжении последних 3 лет не более 2,5 % выпускников не могут трудоустроиться в 1-й год после окончания учебного заведения.
Сокращение количества профессиональных училищ произошло в результате создания областных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих двухуровневую программу подготовки, что позволило более рационально использовать учебные и вспомогательные площади областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, укрепить учебно-производственную базу для обучения профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, устранить дублирование и повысить качество подготовки специалистов.
В системе среднего профессионального образования функционируют 17 областных государственных образовательных учреждений с численностью студентов 7 050 человек. Подготовка специалистов ведется по 70 специальностям. Каждый четвертый студент получает профессию экономиста, каждый восьмой - профессии, связанные с медициной и образованием. Из 1 197 выпущенных специалистов очной формы обучения 48,5 % трудоустроились на работу по специальности, 29 % продолжили обучение в высших учебных заведениях, 15,6 % призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Стратегия развития среднего профессионального образования предусматривает качественную подготовку кадров в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда.
К позитивным изменениям в сфере профессионального образования можно отнести:
а) формирование вариативной системы профессиональных образовательных учреждений (училище, лицей, техникум, колледж, учебные заведения профессионального образования, реализующие интегрированные образовательные программы и т. п.), направленной на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей, населения;
б) развитие информатизации профессионального образования;
в) функционирование системы лицензирования, аттестации и государственной аккредитации областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, аттестации инженерно-педагогических кадров;
г) наличие системы повышения квалификации и переподготовки инженерно-педагогических кадров.
Реализация Программы будет способствовать: нормативно-правовому обеспечению отрасли;
повышению эффективности профессионального образования в обеспечении отраслей экономики востребованными кадрами;
созданию системы непрерывного профессионального образования, ориентированной на использование новых технологий;
повышению уровня профессионального мастерства работников профессионального образования;
созданию организационно-экономических условий для обеспечения финансовой самостоятельности областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
При принятии решения о разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие профессионального образования в Орловской области на 2012-2016 годы" учитывались следующие материалы:
Перечень поручений Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 9 сентября 2010 года N Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики 31 августа 2010 года;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года "Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации".
Необходимость концептуального подхода к развитию профессионального образования в регионе обусловлена тем, что проблемы в области профессионального образования носят системный характер, так как за последние несколько лет в экономике и социуме региона произошли существенные изменения: растет явная и скрытая безработица, изменилась демографическая ситуация, наблюдается сокращение количества учащихся и воспитанников в учреждениях региональной системы образования, рынок труда области предъявляет дополнительные требования к качеству подготовки выпускников учреждений региональной системы профессионального образования.