ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2011 года N 284
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2016 ГОДЫ"
{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 07.02.2014 N 23; НГР: RU57000201400045}
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300; НГР: RU57000201300677;
постановление Правительства Орловской области от 29.10.2013 N 371; НГР: RU57000201300793}
В целях эффективного развития системы профессионального образования в Орловской области Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие профессионального образования в Орловской области на 2012-2016 годы".
2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусматривать необходимое финансирование для реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие профессионального образования в Орловской области на 2012-2016 годы".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.
Председатель Правительства Орловской области
А.П. Козлов
Правительства Орловской области
от 23 августа 2011 г. N 284
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие профессионального образования в Орловской области на 2012-2016 годы" Орловская область 2011 год
Наименование Программы | Долгосрочная областная целевая программа "Развитие профессионального образования в Орловской области на 2012-2016 годы" (далее также - Программа) |
Основание для | Закон Орловской области от 30 декабря 2004 года N 475-03 "О начальном профессиональном образовании и среднем профессиональном образовании в Орловской области"; |
Заказчик Программы | Правительство Орловской области |
Разработчики Программы | Департамент образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 ) |
Руководитель Программы | Руководитель Департамента образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 ) |
Ответственный | Начальник управления образования Департамента образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 ) |
Цели и задачи Программы | Целью Программы является создание условий для становления региональной системы профессионального образования в качестве устойчивого механизма социально-экономического и культурного развития области, создание механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность профессионального образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей области, запросов личности, общества и государства. Основными задачами Программы являются: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | 1) доля обучающихся 10-11(12) классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки; |
Сроки реализации Программы | 2012-2016 годы в один этап |
Объемы и источники | 9,935 млн рублей, из них: |
В том числе по направлениям затрат | Капитальные вложения - 0; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | 1) улучшение качества предоставления образовательных услуг в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, соответствующего современным требованиям; |
Главное конкурентное преимущество любого региона связано с развитием человеческого потенциала, в частности - с повышением уровня образования населения. Именно сфера образования на современном этапе является ключом к обеспечению устойчивого экономического роста Орловской области в средне- и долгосрочной перспективе.
Социально-экономические особенности современного этапа развития Российской Федерации в целом и Орловской области в частности объективно требуют качественного совершенствования системы профессионального образования. Необходимо создать условия для становления региональной системы профессионального образования как ресурса социально-экономического развития Орловской области и благополучия граждан.
В связи с этим в настоящее время необходима опережающая модернизация профессионального образования по отношению к потребностям современной экономики. Для решения таких задач требуется обеспечение нового качества развития производительных сил, чтобы на выходе из кризиса в Орловской области были высококвалифицированные специалисты.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства необходимо стремиться обеспечить эффективное использование человеческих, информационных, материальных, финансовых ресурсов. Приоритетными направлениями развития системы профессионального образования области были и остаются:
а) совершенствование содержания и структуры профессионального образования;
б) модернизация экономических отношений в системе профессионального образования;
в) сохранение и развитие кадрового потенциала системы профессионального образования;
г) развитие материально-технической базы областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;
д) совершенствование системы управления профессиональным образованием;
е) развитие системы воспитательной деятельности в областных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В Орловской области создана и эффективно действует многоуровневая система профессионального образования, которая включает в себя 13 профессиональных училищ, 3 профессиональных лицея, 17 областных образовательных учреждений среднего профессионального образования, 1 ведомственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, 1 Центр развития творчества учащейся молодежи учреждений профессионального образования, 1 Учебно-методический центр по ГО и ЧС по Орловской области.
В 16 областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования обучаются 6 149 учащихся. Прием учащихся в образовательные учреждения начального профессионального образования ежегодно сокращается, соответственно сокращается и выпуск квалифицированных рабочих. Из общего числа выпускников учреждений данного профиля 26 % получили профессии, востребованные в торговле и общественном питании, 19 % - в строительстве, 18 % - в сельском хозяйстве и на транспорте, 11 % - в промышленности, 28 % - в социальной сфере. О востребованности рабочих кадров и специалистов среднего звена на региональном рынке труда свидетельствует тот факт, что на протяжении последних 3 лет не более 2,5 % выпускников не могут трудоустроиться в 1-й год после окончания учебного заведения.
Сокращение количества профессиональных училищ произошло в результате создания областных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих двухуровневую программу подготовки, что позволило более рационально использовать учебные и вспомогательные площади областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, укрепить учебно-производственную базу для обучения профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, устранить дублирование и повысить качество подготовки специалистов.
В системе среднего профессионального образования функционируют 17 областных государственных образовательных учреждений с численностью студентов 7 050 человек. Подготовка специалистов ведется по 70 специальностям. Каждый четвертый студент получает профессию экономиста, каждый восьмой - профессии, связанные с медициной и образованием. Из 1 197 выпущенных специалистов очной формы обучения 48,5 % трудоустроились на работу по специальности, 29 % продолжили обучение в высших учебных заведениях, 15,6 % призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Стратегия развития среднего профессионального образования предусматривает качественную подготовку кадров в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда.
К позитивным изменениям в сфере профессионального образования можно отнести:
а) формирование вариативной системы профессиональных образовательных учреждений (училище, лицей, техникум, колледж, учебные заведения профессионального образования, реализующие интегрированные образовательные программы и т. п.), направленной на удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей, населения;
б) развитие информатизации профессионального образования;
в) функционирование системы лицензирования, аттестации и государственной аккредитации областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, аттестации инженерно-педагогических кадров;
г) наличие системы повышения квалификации и переподготовки инженерно-педагогических кадров.
Реализация Программы будет способствовать: нормативно-правовому обеспечению отрасли;
повышению эффективности профессионального образования в обеспечении отраслей экономики востребованными кадрами;
созданию системы непрерывного профессионального образования, ориентированной на использование новых технологий;
повышению уровня профессионального мастерства работников профессионального образования;
созданию организационно-экономических условий для обеспечения финансовой самостоятельности областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
При принятии решения о разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие профессионального образования в Орловской области на 2012-2016 годы" учитывались следующие материалы:
Перечень поручений Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 9 сентября 2010 года N Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики 31 августа 2010 года;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года "Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации".
Необходимость концептуального подхода к развитию профессионального образования в регионе обусловлена тем, что проблемы в области профессионального образования носят системный характер, так как за последние несколько лет в экономике и социуме региона произошли существенные изменения: растет явная и скрытая безработица, изменилась демографическая ситуация, наблюдается сокращение количества учащихся и воспитанников в учреждениях региональной системы образования, рынок труда области предъявляет дополнительные требования к качеству подготовки выпускников учреждений региональной системы профессионального образования.
Проведенный анализ состояния системы профессионального образования области позволил выявить ряд проблем, которые являются препятствием для эффективного функционирования и успешного развития областной системы образования.
1. Дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.
Важной составляющей в процессе подготовки специалистов рабочих профессий является наличие квалифицированного педагогического персонала, обеспечивающего получение качественного образования. Укомплектованность областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования педагогическими кадрами по состоянию на 1 января 2011 года составляет 86,3 % от потребности. Все педагоги имеют среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Доля преподавателей в возрасте до 35 лет в областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования составляет 39,2 %. Доля преподавателей областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, зарплата которых не ниже средней в экономике Орловской области, составляет 2,3 %.
Основой системы профессиональной подготовки являются мастера производственного обучения. Укомплектованность данными специалистами составляет 72 % от потребности, средний возраст - 52 года. Причиной такой ситуации является отсутствие стимулирующих факторов для привлечения в образовательные учреждения высококвалифицированных специалистов, в том числе выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования соответствующей специальности, а также низкий уровень заработной платы. Поэтому первостепенной задачей является перевод на новую систему оплаты педагогического труда, носящую стимулирующий характер.
С целью увеличения денежного содержания педагогических работников в областном бюджете на 2011 год предусмотрены расходы на перевод с 1 сентября 2011 года на новую отраслевую систему оплаты труда (НСОТ) работников областных государственных образовательных учреждений. Для перехода на НСОТ в бюджете области предусмотрено 166,0 млн рублей.
2. Несоответствие современным требованиям материально-технической оснащенности областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Состояние материально-технической базы областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования характеризуется как удовлетворительное, степень износа учебного оборудования составляет от 60 % до 80 %. Причина заключается в том, что финансирование ведется в основном по защищенным статьям (зарплата, стипендии, питание обучающихся), а на приобретение учебного оборудования необходимых финансовых средств практически не выделяется. Поэтому руководители областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, учитывая актуальность проблемы комплектования новым производственным оборудованием, необходимым для качественной профессиональной подготовки, активно вкладывают внебюджетные средства в обновление материальной базы. В 2010 году из 56 483,4 тыс. рублей, полученных за счет внебюджетной деятельности, на приобретение оборудования было направлено 5 922,1 тыс. рублей.
Создание современных условий работы для преподавателей и мастеров производственного обучения, улучшение материально-технической базы, современное оборудование кабинетов, доступ всех образовательных учреждений к сети Интернет, возможность проводить видеоуроки, конференции, обмен опытом с коллегами являются приоритетом в развитии системы профессионального образования на сегодняшний день. Кроме того, создание 2 ресурсных центров сельскохозяйственного и промышленного профиля рассматривается как одно из направлений решения данной задачи.
3. Отсутствие взаимодействия между областными государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования и работодателями.
Недостаточная связь учреждений профессионального образования с представителями развивающегося рынка труда, несоответствие содержания профессионального образования задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров, опросы работодателей выявили определенную неудовлетворенность компетенциями выпускников системы профессионального образования, особенно в части практических умений.
В результате участия работодателей в финансировании подготовки рабочих кадров предусматривается выплата работодателями 10 стипендий лучшим обучающимся областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Компенсационными механизмами в преодолении рассогласования рынка труда и структуры рынка образовательных услуг являются:
курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования;
курсы опережающего обучения, которые позволяют более эффективно использовать в регионе трудовые ресурсы;
введение новых профессий и специальностей, востребованных на рынке труда ("Мастер по обработке цифровой информации", "Фрезеровщик-универсал");
внедрение системы социального партнерства.
4. Отсутствие единой системы оценки качества профессионального образования.
Современная российская система образования характеризуется тем, что сама оценивает конечный результат своей деятельности. Не развиты формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе и в процессах общественной оценки качества образования. Одним из мероприятий Программы является создание системы сертификации профессиональных квалификаций, результатом которой будет подтверждение полученной профессиональной компетенции. Необходима разработка комплекса мер по осуществлению социального диалога.
5. Низкая активность представителей гражданского общества в управлении областными государственными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования.
Проводимая политика модернизации профессионального образования сталкивается с негативным отношением к нововведениям со стороны родителей учащихся, с незнанием или непониманием представителями гражданского общества ключевых процессов, происходящих в этой сфере. Включение общественных сил (попечительских советов, депутатов, представителей средств массовой информации, общественных организаций и других) в обсуждение механизмов и этапов реформирования позволит перевести негативные высказывания населения в русло конструктивного диалога. Такой диалог необходим в современных условиях, так как модернизация образования напрямую затрагивает жизненные устои и ценности различных категорий граждан. В результате создания на базе всех областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования попечительских советов к управлению образовательными учреждениями будут привлечены все участники образовательного процесса -преподаватели, обучающиеся и студенты, родители, работодатели.