2. Характеристика проблемы
За последние годы социально-демографические характеристики старения населения в Орловской области претерпели определенные изменения, растет число пенсионеров, состоящих на учете в Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области.
На территории Орловской области проживает 781,2 тыс. человек, из них 200,4 тыс. человек старше трудоспособного возраста (25,7 %), в том числе 123,9 тыс. человек проживает в городской местности и 76,5 тыс. человек - в сельской местности.
В области наблюдается устойчивая тенденция роста числа граждан пожилого возраста: 2008 год - 196,7 тыс. человек, 2009 год - 198,0 тыс. человек, 2010 год - 200,1 тыс. человек, в том числе более 12 % составляют жители в возрасте 70 лет и старше.
На 1 января 2012 года численность пенсионеров, состоящих на учете в Орловской области, составила 264 314 человек, из них - 187 223 неработающих, средний размер начисленной пенсии составил 7 993,94 рубля.
Возрастает потребность граждан пожилого возраста в получении социальных услуг и государственной социальной помощи.
В соответствии с Законом Орловской области от 12 октября 2011 года N 1282-ОЗ "Об установлении в Орловской области на 2012 год величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи" по состоянию на 1 января 2012 года более 14 тыс. пенсионеров получают доплату к пенсии.
Особый характер приобретают негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности, смертности.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан.
Многие пожилые люди чувствуют свою неприспособленность к современным социально-экономическим условиям и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
Особой проблемой для граждан пожилого возраста и инвалидов является рост потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные и бытовые услуги. В связи с этим у пенсионеров и инвалидов возникают материальные трудности для удовлетворения жизненно-необходимых потребностей.
Реализация настоящей программы направлена на усиление социальной защищенности и улучшение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов.
С целью решения проблем жизнедеятельности граждан, оказания неотложных социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям, реализации комплексных мер, способствующих стабильному функционированию и развитию системы социальной поддержки населения, бюджетными учреждениями социального обслуживания организована работа выездных мобильных бригад, в работе которых принимают участие специалисты учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения, органов опеки и попечительства, представители общественных организаций и средств массовой информации, ответственные работники муниципальных образований, врачи и медицинские сотрудники центральных районных больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и специалисты других служб.
Специалисты осуществляют прием и консультирование граждан по вопросам предоставления дополнительных платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями социального обслуживания в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", оказывают содействие в получении мер социальной поддержки, психологическую и юридическую помощь, а также предоставляют социально-бытовые услуги и комплекс социально-медицинских услуг.
Автомобильный транспорт для мобильных бригад бюджетных учреждений социального обслуживания населения, предоставляющих социальные услуги на мобильной основе, для оказания неотложных социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям приобретается для учреждений, не имеющих автомобильного транспорта или имеющих автомобильный транспорт, срок эксплуатации которого более семи лет.
Учитывая вышеизложенное, планируется приобретение автомобильного транспорта марки ГАЗ - 27527-298 для следующих учреждений:
БУ ОО "Центр социального обслуживания населения Глазуновского района";
БУ ОО "Центр социального обслуживания населения Свердловского района";
БУ ОО "Центр социального обслуживания населения Корсаковского района";
БУ ОО "Центр социального обслуживания населения Болховского района";
БУ ОО "Центр социального обслуживания населения города Мценска";
БУ ОО "Центр социального обслуживания населения города Ливны";
БУ ОО "Комплексный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Орла";
БУ ОО "Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района г. Орла";
БУ ОО "Комплексный центр социального обслуживания населения Северного района г. Орла";
БУ ОО "Комплексный центр социального обслуживания населения Советского района г. Орла".
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в Орловской области представлено 39 учреждениями различного профиля общей коечной мощностью 2900 мест.
В настоящее время действующие учреждения социального обслуживания (более 80 %) расположены в помещениях старой постройки, 6 зданий с круглосуточным пребыванием построены более 50 лет назад. Это приводит к невозможности соблюдения в полном объеме санитарно-эпидемиологических норм, требований противопожарной безопасности, обеспечения мер безопасности жизни и здоровья проживающих. 16 % зданий требуют проведения капитального ремонта.