Недействующий

О ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОЭТАЖНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2008-2010 ГОДАХ"

Паспорт областной целевой Программы "Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010 годах"


Наименование Программы

областная целевая программа "Развитие малоэтажного индивидуального строительства в Орловской области в 2008-2010 годах" (далее - Программа),

Основание для разработки Программы

поручение Председателя Коллегии Орловской области

Заказчик Программы

Губернатор Орловской области

Разработчик Программы

Департамент экономической политики Орловской области
 Департамент аграрной политики Орловской области
 Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области

Цель Программы

- создание условий раз вития малоэтажного индивидуального строительства для достижения следующих основных показателей реализации программы:

1. Ввод жилья по Программе в 2008-2010 годах - более 425 тыс.м2, в том числе:
 2008 год-100 т.м2
 2009 год - более 125 т. м2
 2010 год - более 200 т.м2,

в т.ч. обеспечение семей, всего - более 4500 семей
 из которых по годам реализации Программы
 2008 год - более 1000 семей
 2009 год - более 1200 семей
 2010 год - более 2000 семей

2. Из общего количества семей - обеспечение семей по социальной части Программы - более 1350 семей, в том числе:
 2008 год - более 450 семей (45 т.м2)
 2009 год - более 450 семей (45 т.м2)
 2010 год - более 450 семей (45 т.м2)

Задачи Программы

- активизация малоэтажного строительства на территории Орловской области;

 - создание механизмов развития и стимулирования малоэтажного индивидуального строительства;

 - поэтапное снижение стоимости 1 м2 строительства индивидуального жилого дома;

 - завершение формирования нормативной правовой базы, стимулирующей развитие малоэтажного
 индивидуального строительства в Орловской области;

 - формирование коммунальной, дорожной и социальной инфраструктуры малоэтажного индивидуального строительства на территории Орловской области;

 - изучение и внедрение быстровозводимых и низкозатратных технологий малоэтажного индивидуального строительства на территории Орловской области, внедрение типовых проектов строительства;

 - привлечение и реализация на территории Орловской области инвестиционных проектов по развитию малоэтажного индивидуального строительства;

 - организация информационной и рекламной кампании для населения Орловской области в целях популяризации проживания в домах малоэтажной индивидуальной застройки;

Основные индикаторы оценки эффективности Программы

1. Увеличение доли малоэтажного индивидуального жилья в общем объеме жилищного строительства не менее 37 % к 2010 году.
 2. Ввод 425 тысяч квадратных метров индивидуального жилья в 2008-2010 гг.

Сроки реализации
 Программы

- реализация Программы осуществляется в 2008-2010 годах

Ресурсное обеспечение Программы

Всего общий объем финансирования 2008-2010 годы - 4,5 млрд. рублей,
 в том числе за счет средств областного бюджета:
 2008 год - 110 млн. рублей,
 2009 год - 100 млн. рублей, |
 2010 год - 100 млн. рублей.
 Средства областного бюджета направляются на следующие работы:
 1. Строительство инженерной инфраструктуры
 2008 год - 50 млн. рублей;

 2009 год - 90 млн. рублей;

 2010 год - 90 млн. рублей.
 2. Создание строительной накопительной кассы - 50 млн.
 рублей в 2008 году.
 3. Разработка и оформление необходимой проектной документации, оформление земельных участков - 10 млн. рублей ежегодно.

Ожидаемые социально-
 экономические
 результаты реализации
 Программы

- за период 2008-2010 гг. ожидается:
 1. Ввод малоэтажного индивидуального жилья на территории Орловской области - более 425 тыс. квадратных метров, в т.ч. строительство 135 тыс. м2 в рамках социальной части Програм мы.
 2. Привлечение инвестиций в сферу малоэтажного индивидуального строительства в размере более 4500 млн. рублей из различных источников.
 3. Улучшение жилищных условий более 4500 семей, проживающих в Орловской области.

Контроль за реализацией
 Программы

- Коллегия Орловской области

Руководитель
 Программы

- Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области

Исполнители Программы

- областное государственное унитарное предприятие
 "Орловский региональный центр малоэтажного жилищного
 строительства" (далее - Орловский региональный центр);

 - ОАО "Орловская инвестиционная ипотечная корпорация"
 (далее - Корпорация);

С внедрением рыночных отношений в сферу жилищного строительства и изменением механизма предоставления жилья все более актуальной становится проблема улучшения жилищных условий граждан, желающих проживать в малоэтажном индивидуальном доме.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Орловской области на 2006-2010 годы одним из основных индикативных показателей является объем ввода жилья. Однако, используемая при строительстве малоэтажного индивидуального жилья на территории области технология точечной застройки не позволяет достичь каких - либо кардинальных изменений. Современное состояние градостроительства и стоящие перед регионом задачи по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" требуют комплексного и системного подхода к осуществлению малоэтажного индивидуального строительства на территории области, которая в основе своей является аграрной. Опыт других субъектов Российской Федерации показывает, что в настоящее время наиболее эффективным способом решения задачи развития малоэтажного индивидуального строительства является комплексная малоэтажная застройка.

Целью Программы является определение основных параметров малоэтажного жилищного строительства в Орловской области на перспективу в период до 2010 года и первую очередь, выявление проблем, связанных с осуществлением программ такого строительства, и путей их устранения.

Программа учитывает глубину и многообразие сложившихся связей городов и районов области, общность и различия интересов проживающего населения, сложные градостроительные и транспортно - инженерные условия расселения. В соответствии с комплексной оценкой эколого-градостроительной ситуации в области и прогнозами развития массового малоэтажного жилищного строительства на долгосрочную перспективу выявлены возможности расселения в малоэтажном фонде на территории области до 30 тыс. семей.

Первый опыт работы над Программой показал, что намечаемая программа по масштабам и темпам соответствует требованиям приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Ее реализация приведет к качественному изменению среды, системы расселения, природного окружения и образа жизни значительной части населения, что потребовало глубокой проработки и экспертизы всего комплекса градостроительных, социальных, транспортно - инженерных, экономико - правовых и других возникающих в связи с этим вопросов.

Развитие малоэтажного индивидуального строительства позволяет решить жилищную проблему различных слоев населения учитывая многообразие подходов к проектированию и использованию разных видов строительных материалов.

В 2005 году введено 59,8 тыс. квадратных метров малоэтажного индивидуального жилья, что составляет 24 процента от общего объема введенного на территории области жилья. За 2006 год объем ввода малоэтажного индивидуального жилья на территории области снизился и составил 31,5 тыс. квадратных метров, что составило 12,5 процентов от общего объема введенного на территории области жилья. Совокупные инвестиции в сферу малоэтажного индивидуального строительства в 2006 году оценены в 636 млн. рублей. Снижение темпов индивидуального жилищного строительства говорит о недостаточном внимании, уделяемом его развитию и требует активизации.

Между тем в России в 2006 г. продолжался рост объемов индивидуального жилищного строительства. Населением, за счет собственных и заемных средств, введено 139,9 тыс. жилых домов общей площадью 19,8 млн.кв. метров, что составило 113,1% к 2005 году. При этом доля индивидуального домостроения в общей площади завершенного строительством жилья составила в России - 39,5%, что является минимальной перспективной целью для Орловской области, а с учетом сельскохозяйственной направленности экономики области - не менее 50% в общем объеме индивидуального строительства.

Процессу развития малоэтажного индивидуального строительства на территории Орловской области препятствует широкий круг проблем, связанных в большей степени с отсутствием системной работы на данном направлении, а также с изменениями действующего земельного и градостроительного законодательства.

Значимой проблемой малоэтажного индивидуального строительства на территории Орловской области является отсутствие градостроительных планов земельных участков, что является первой причиной низких темпов развития жилищного строительства.

Вторая причина - отсутствие инженерно подготовленных территорий, на которых предусмотрено утвержденной градостроительной планировочной документацией малоэтажное индивидуальное жилищное строительство. В настоящее время еще не проработан и на практике не реализован механизм привлечения частных инвестиций в сферу создания коммунальной инфраструктуры под малоэтажную индивидуальную застройку, не используется залоговый механизм использования земельных участков под инженерное обеспечение. В связи с этим, на современном этапе необходимо участие государства в финансировании проектов создания коммунальной, дорожной и социальной инфраструктуры под малоэтажную индивидуальную застройку.

Третьей причиной, препятствующей развитию малоэтажного индивидуального строительства на территории Орловской области, является низкий уровень доходов населения области, не позволяющий гражданам приобретать либо осуществлять строительство объектов малоэтажного индивидуального строительства. Причиной тому служит использование традиционных затратных технологий строительства малоэтажных индивидуальных домов. Однако современные методы и механизмы активизации строительства позволяют при сохранении основных качеств малоэтажных индивидуальных строений (устойчивость, долговечность, комфортность, теплоустойчивость) существенно снижать себестоимость малоэтажного индивидуального строительства.

Все это не позволяет добиться положительных результатов в реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".