Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения приобрело в последнее десятилетие особую остроту в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения на фоне высокого уровня смертности и травматизма людей вследствие дорожно-транспортных происшествий. В связи с изложенным, проблема обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам Российской Федерации.
Разработка региональных и местных программ с целью реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, регламентируется статьей 10 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон). В соответствии со статьей 6 Закона полномочия Правительства Орловской области в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами областного бюджета.
Дорожно-транспортные происшествия (далее также - ДТП) наносят значительный ущерб экономике области (рисунок 1).
Рисунок 1. Последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших на территории Орловской области (не приводится)
Несмотря на то, что число дорожно-транспортных происшествий постепенно снижается, по относительным показателям аварийности Орловская область занимает одно из последних мест в Центральном федеральном округе по итогам 2009 года:
количество ДТП на 10 тысяч единиц транспортных средств составляет 52,9 единиц, что на 48 % больше, чем в среднем по России;
количество пострадавших на 100 тысяч жителей составляет 198,4 человек, что на 37 % превышает общероссийский уровень.
Большинство повседневных дискуссий, касающихся вопросов дорожной безопасности, сосредоточено вокруг способов и мер повышения безопасности дорожного движения. Ежегодно в России появляется достаточно примеров перспективных вариантов решения проблемы аварийности на дорогах. Часть из них, например, автоматическая фиксация нарушений скоростных режимов, внедряется или реализована в регионе.
Разработчики программы совместно с Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Орловской области проанализировали изменение аварийности на дорогах, с учетом реализуемых нововведений. Прогнозируемое изменение аварийности в условиях отсутствия программно-целевого метода приведено в приложении 1 Программы.
Полученные результаты оказались ниже ожидаемых. Так, данные анализа свидетельствуют, что из общего количества ДТП, совершаемых в целом по области, около 20 % совершены по вине пешеходов, в том числе детей. Наиболее частыми нарушениями в подобных случаях являются:
ходьба вдоль проезжей части дороги;
переход проезжей части в неустановленном месте.
Ситуация с дорожно-транспортными происшествиями, где участниками становятся дети, остается сложной:
в 45 % случаев дети пострадали, находясь в роли пассажиров;
в 12 % случаев дети были пешеходами и находились на проезжей части без сопровождения взрослых.
Данные факты говорят о низкой культуре участников дорожного движения и недостаточном образовании в первую очередь взрослых.
Количество ДТП из-за неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети на территории области составляет примерно 15,3 % от общего количества. Основными факторами, способствующими повышению аварийности на дорогах, стали: низкие сцепные качества дорожного покрытия, недостаточное освещение дорог, неровное дорожное покрытие, плохая различимость разметки.
Доля ДТП, совершенных из-за несоблюдения водителями правил дорожного движения, составляет в регионе, как и в целом по России, более 60 % от общего количества.
В рамках проводимого анализа были определены факторы недостаточного обеспечения безопасности дорожного движения:
малая концентрация ресурсов на реализацию мероприятий, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения и соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
массовое пренебрежение требованиями Правил дорожного движения, отсутствие транспортной культуры и правосознания со стороны участников дорожного движения и общества;
низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;
недостаточная техническая оснащенность органов и организаций, обеспечивающих безопасность дорожного движения, современными средствами организации и контроля процесса дорожного движения и предотвращения тяжких последствий от ДТП.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
социально-экономическая острота проблемы;
межотраслевой и межведомственный характер проблемы.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;