Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2010 года N 221

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ЦЕЛЬ - НОЛЬ" НА 2010-2015 ГОДЫ


В целях повышения уровня дорожной безопасности, предупреждения опасного поведения участников дорожного движения, сокращения детского дорожно-транспортного травматизма, совершенствования организации движения транспорта и пешеходов Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить концепцию долгосрочной областной целевой программы повышения уровня дорожной безопасности "Цель - НОЛЬ" на 2010-2015 годы согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока инфраструктуры Д. А. Орлова.

Председатель Правительства
     Орловской области

А.П.Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 24 июня 2010 г. N 221

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"ЦЕЛЬ - НОЛЬ" НА 2010-2015 ГОДЫ

Инициативная группа (инициатор разработки) - Члены Комиссии Орловской области по обеспечению безопасности дорожного движения

Орловская область, 2010 г.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно - целевым методом


Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения приобрело в последнее десятилетие особую остроту в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения на фоне высокого уровня смертности и травматизма людей вследствие дорожно-транспортных происшествий. В связи с изложенным, проблема обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам Российской Федерации.

Разработка региональных и местных программ с целью реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, регламентируется статьей 10 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон). В соответствии со статьей 6 Закона полномочия Правительства Орловской области в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами областного бюджета.

Дорожно-транспортные происшествия (далее также - ДТП) наносят значительный ущерб экономике области (рисунок 1).

Рисунок 1. Последствия дорожно-транспортных происшествий, произошедших на территории Орловской области (не приводится)

Несмотря на то, что число дорожно-транспортных происшествий постепенно снижается, по относительным показателям аварийности Орловская область занимает одно из последних мест в Центральном федеральном округе по итогам 2009 года:

количество ДТП на 10 тысяч единиц транспортных средств составляет 52,9 единиц, что на 48 % больше, чем в среднем по России;

количество пострадавших на 100 тысяч жителей составляет 198,4 человек, что на 37 % превышает общероссийский уровень.

Большинство повседневных дискуссий, касающихся вопросов дорожной безопасности, сосредоточено вокруг способов и мер повышения безопасности дорожного движения. Ежегодно в России появляется достаточно примеров перспективных вариантов решения проблемы аварийности на дорогах. Часть из них, например, автоматическая фиксация нарушений скоростных режимов, внедряется или реализована в регионе.

Разработчики программы совместно с Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Орловской области проанализировали изменение аварийности на дорогах, с учетом реализуемых нововведений. Прогнозируемое изменение аварийности в условиях отсутствия программно-целевого метода приведено в приложении 1 Программы.

Полученные результаты оказались ниже ожидаемых. Так, данные анализа свидетельствуют, что из общего количества ДТП, совершаемых в целом по области, около 20 % совершены по вине пешеходов, в том числе детей. Наиболее частыми нарушениями в подобных случаях являются:

ходьба вдоль проезжей части дороги;

переход проезжей части в неустановленном месте.

Ситуация с дорожно-транспортными происшествиями, где участниками становятся дети, остается сложной:

в 45 % случаев дети пострадали, находясь в роли пассажиров;

в 12 % случаев дети были пешеходами и находились на проезжей части без сопровождения взрослых.

Данные факты говорят о низкой культуре участников дорожного движения и недостаточном образовании в первую очередь взрослых.

Количество ДТП из-за неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети на территории области составляет примерно 15,3 % от общего количества. Основными факторами, способствующими повышению аварийности на дорогах, стали: низкие сцепные качества дорожного покрытия, недостаточное освещение дорог, неровное дорожное покрытие, плохая различимость разметки.

Доля ДТП, совершенных из-за несоблюдения водителями правил дорожного движения, составляет в регионе, как и в целом по России, более 60 % от общего количества.

В рамках проводимого анализа были определены факторы недостаточного обеспечения безопасности дорожного движения:

малая концентрация ресурсов на реализацию мероприятий, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения и соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

массовое пренебрежение требованиями Правил дорожного движения, отсутствие транспортной культуры и правосознания со стороны участников дорожного движения и общества;

низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;

недостаточная техническая оснащенность органов и организаций, обеспечивающих безопасность дорожного движения, современными средствами организации и контроля процесса дорожного движения и предотвращения тяжких последствий от ДТП.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:

социально-экономическая острота проблемы;

межотраслевой и межведомственный характер проблемы.

Применение программно-целевого метода позволит осуществить:

формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

координацию деятельности органов исполнительной власти Орловской области специальной компетенции, федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения;

реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

В основу Программы заложены результаты исследований совместной рабочей группы партии "Единая Россия" и Инициативного Фонда "ЗЕБРА", которая провела анализ методов решения проблем дорожной безопасности в развитых странах. Также, при реализации Программы, будет продолжено сотрудничество с МВД России в рамках Соглашения от 28 мая 2007 года "О взаимодействии (сотрудничестве) по реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах".

В основу методики оценки социально-экономической и бюджетной эффективности Программы заложены методы расчета дисконтированного потока стоимости и определения чистого дисконтированного потока стоимости, изложенные в методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 года N ВК 477.

2. Цели и задачи Программы, целевые показатели и индикаторы реализации Программы


Целью Программы является ежегодное сокращение количества пострадавших в ДТП. Ожидаемая динамика достижения показателей Программы приведена в приложении 2.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

совершенствование организации движения транспорта и пешеходов.

Целевыми показателями Программы являются:

общее количество пострадавших в ДТП;

количество ДТП на 10 тысяч единиц транспортных средств;

количество пострадавших на 100 тысяч жителей.

Конечными результатами реализации Программы (индикаторами) являются:

сокращение количества пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий на 12 % к 2016 году;

сокращение количества пострадавших до 175,8 человек на 100 тысяч жителей к 2016 году;

сокращение количества ДТП до 46,9 на 10 тысяч единиц транспортных средств к 2016 году.

Программа рассчитана на реализацию в течение 2010-2015 годов.

3. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий включает в себя ряд направлений:

3.1. Пропаганда.

В период реализации Программы планируется создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения. Проведение пропагандистских кампаний и изготовление пропагандистской продукции будет направлено на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения. В профилактическую работу планируется вовлечение институтов гражданского общества путем проведения совместных конференций и круглых столов.

В рамках пропаганды безопасного поведения на автодорогах области существенной задачей Программы является открытость ее обществу и создание механизмов участия общества в реализации Программы. Современное решение - информационный портал. Многие целевые программы, реализуемые в России, имеют свои информационные порталы, но зачастую они не выполняют главную функцию - двустороннюю связь с обществом. Портал Программы "Цель - НОЛЬ" должен освещать деятельность в рамках программы; реализуемые меры, ход их внедрения и результаты; результаты аудита. Другой задачей портала является обеспечение двусторонней связи с вовлеченными профессиональными сообществами и широкой общественностью. Базируясь на статистических данных в рамках Программы необходимо реализовать такой метод избавления от опасных участков дорог, как нанесение на карту произошедших ДТП. Современные средства обработки информации позволяют эффективно выполнить эту работу. Проект может быть выполнен в виде отдельной страницы портала с интерактивной картой, на которой точки аварий будут группироваться вокруг опасных зон. Так появилась голландская концепция "Устойчивая Безопасность".

На рисунке 2 приведен пример проекта, разрабатываемого компанией Google для России, на основе электронного ресурса Maps.Google.Com, с обеспечением бесплатного предоставления информации в он-лайн режиме.

Рисунок 2. Интерактивная карта для идентификации опасных зон. (не приводится)

Практически во всех странах Европы уже существуют системы регистрации очагов повышенной аварийности. Эти данные доступны общественности через сайты администраций дорог. В первую очередь они необходимы администрациям дорог для повышения эффективности государственных инвестиций в дорожное строительство.

3.2. Оказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.


Большое количество жертв на дорогах в значительной мере вызвано недоступностью быстрой медицинской помощи. В рамках программного мероприятия предполагается закрепление за медицинскими учреждениями территориальных зон ответственности служб, таких как ГИБДД и МЧС.

Как показывает практика и различные исследования, большинство водителей и сотрудников немедицинских спецслужб в достаточной мере не подготовлены и не имеют медикаментов для оказания первой помощи на месте ДТП. Это является причиной большого процента жертв на дорогах. Для исправления ситуации необходимо организовать курсы, которые должны быть обязательными для всех сотрудников спецслужб, вовлеченных в ликвидацию последствий ДТП.

Для того, чтобы сразу после ДТП пострадавшие могли получить своевременную медицинскую помощь, водители должны быть обеспечены необходимой информацией еще до ДТП, в рамках информационного поля для водителей автотранспортных средств.

Элементы этого поля в контексте "информация до аварии":

информационные щиты вдоль дорог с надписью "в случае аварии звоните 001"( постоянный повтор этой информации позволит гарантировать, что свидетели и участники ДТП сразу сообщат о нем);

информационные щиты вдоль трассы с указателями движения к ближайшим больницам, имеющим травмпункты;

спутниковые антивандальные телефоны вдоль трасс, где нет сотовой связи, для обеспечения связи со службами спасения.

Кроме того, в рамках программного мероприятия предполагается работа по обеспечению службы МЧС специальными инструментами для скорейшей ликвидации последствий ДТП.

3.3. Оснащение ГИБДД.


Приоритетной задачей Программы является оснащение техническими комплексами подразделений, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Программное мероприятие включает в себя приобретение оборудования, включая материально-технические ресурсы, выделяемые в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", позволяющего усилить профилактику правонарушений на автодорогах области.

3.4. Дороги.


Программное мероприятие построено на основе действующих стратегий "Устойчивая безопасность" и "Видение - Ноль", собрав в них то, что касается проектирования и строительства безопасных дорог. Оно представляет собой простой набор средств, ведущих к снижению аварийности на дорогах. Необходимо отметить, что внедрение данных элементов осуществляется на наиболее опасных участках трассы с перспективой развития в рамках финансирования работ по содержанию автодорог.

В тех местах, где нет возможности обеспечить освещение дороги, прекрасно помогают светоотражательные элементы (рисунок 3). Реализация подобных мероприятий снижает опасность ночного съезда с дороги (около 50 % жертв ДТП на загородных дорогах) на 30-50 %.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»