Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2011 года N 1

О ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, НА 2011 ГОД

{Утратило силу:
постановление Правительства Орловской области от 29.03.2012 г. N 92; НГР: ru57000201200175;
Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 14.11.2011 г. N 395; НГР: ru57000201100591}

В целях снижения напряженности на рынке труда и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Орловской области, на 2011 год (далее - Программа).

2. Определить уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости Управление труда и занятости Орловской области.

3. Департаменту экономики Орловской области (Ю. А. Есипов), Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области (А. В. Лавренюк), Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области (А. С. Бойко), Департаменту сельского хозяйства Орловской области (В. И. Коротеев), Департаменту образования, культуры и спорта Орловской области (Л. А. Сальникова), Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области (А. И. Медведев) осуществлять взаимодействие с Управлением труда и занятости Орловской области (Н. П. Цуканова), работодателями, входящими в подведомственную сферу деятельности, по организации:

опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, и работников организаций производственной среды, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами;

опережающего профессионального обучения женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью вывода с вредного производства;

профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, и планирующих возвращение к трудовой деятельности;

профессиональной переподготовки врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения Орловской области на 2011-2012 годы, стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, содействия трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований районов и городских округов определить ответственных лиц для координации работы с казёнными учреждениями Орловской области "Центр занятости населения района" по реализации программных мероприятий.

5. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) выделить из резервного фонда Правительства Орловской области средства на реализацию Программы в соответствии с Правилами предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011.

6. Управлению труда и занятости Орловской области (Н. П. Цуканова) в срок до 31 января 2011 года разработать и представить на утверждение порядок финансирования мероприятий Программы.

7. Управлению пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области (Н. М. Пьянов) систематически освещать в средствах массовой информации ход реализации программных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

8. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 17 января 2011 г. N 1

Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Орловской области, на 2011 год

г. Орел 2011 г.

Паспорт Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Орловской области,

на 2011 год

Перечень характеристик

Содержание

Наименование программы

Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Орловской области, на 2011 год (далее также - программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Орловской области

Управление труда и занятости Орловской области

Основание разработки программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных  на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок реализации программы

2011  год

Цель программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально - экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Орловской области

Задачи программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, врачей, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с перспективой их вывода с вредного производства
 2. Стимулирование создания рабочих мест

Основные
 мероприятия программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами.
 2. Опережающее проф ессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства.
 3. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.
 4. Профессиональная переподготовка врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения Орловской области
 на 2011-2012 годы.
 5. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.
 6. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей - инвалидов, многодетных родителей.
 7. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

Источники и объемы
 финансирования
 программы

Общий объем финансирования программных мероприятий в 2011 году -
 102 153, 3 тыс. рублей,
 в том числе:
 средства федерального бюджета -97 045,6 тыс. рублей, из них:
 за счет остатков субсидий 2010 года -2 097,3 тыс. рублей;
средства областного бюджета -5107,7 тыс. рублей, из них:
 за счет остатков средств областного бюджета, неиспользованных в 2010 году - 110,4 тыс. рублей

Целевой показатель программы

Снижение уровня регистрируемой безработицы к концу 2011 года до 1,4 %, напряженности на рынке труда - до 1,6 человека на рабочее место

Показатели
 результативности
 программы (В редакции постановления Правительства Орловской области от 14.11.2011 N 395 )

Осуществление мероприятий программы позволит:
 1)  обеспечить:
 опережающее профессиональное обучение 150 работ-ников, находящихся под угрозой увольнения;

 опережающее профессиональное обучение 258 работ-ников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами;

 опережающее профессиональное обучение 17 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с перспективой их вывода с вредного производства;

 профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 256 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

 профессиональную переподготовку 12 врачей в соответствии с программой модерниз ации здравоохранения Орловской области на 2011 - 2012 годы;

 стажировку 409 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, наставничество 154 специалистов;

 2)  оказать:
 содействие в трудоустройстве 165 гражданам, в том числе 43 незанятым инвалидам, 24 родителям, воспитывающим детей - инвалидов, 98 многодетным родителям;

 содействие самозанятости 943 безработных граждан, которые, открыв собственное дело, создадут 398 рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

 3)  не допустить роста уровня регистрируемой безработицы к концу 2011 года свыше 1,4 %, напряженности на рынке труда - 1,6 человека на одно постоянное рабочее место. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 14.11.2011 N 395 )

Введение


Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Определенные в программе дополнительные меры направлены на снижение напряженности на рынке труда Орловской области с учетом прогноза социально-экономической ситуации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

1. Содержание проблемы


В 2009-2010 годах на состояние экономической активности, занятости и безработицы в Орловской области влияли демографические и социально-экономические факторы.

В 2009 году численность постоянного населения составила 815 тыс. человек и сократилась к 2008 году на 4,4 тыс. человек. В 2010 году она уменьшилась на 3,8 тыс., до 818,7 тыс. человек, в 2011 году, по прогнозу, снизится на 2,8 тыс., до 805,9 тыс. человек.

Доля населения трудоспособного возраста в численности постоянного населения в 2009 году снизилась до 60,7 % (61, 2 % - в 2008 году), в 2010 году, по оценке, она составит 60,3 %, в 2011 году, прогнозно, - 60,1 %.

Численность экономически активного населения в 2009 году составила 432,2 тыс. человек; по оценке, в 2010 году она уменьшится до 421,5 тыс. человек. По прогнозу, в 2011 году показатель снизится до 413 тыс. человек (приложения 1 и 2 к программе).

В 2009 году среднегодовая численность граждан, занятых в экономике области, составила 391,1 тыс. человек, в 2010 году она уменьшилась до 383,5 тыс., в 2011 году, прогнозно, составит 380,0 тыс. человек.

Численность безработных граждан на региональном рынке труда в 2009 году составила 41,1 тыс. человек, в 2010 годах снизилась до 38 тыс. человек, в 2011 году, прогнозно, уменьшится до 33 тыс. человек. Уровень общей безработицы составлял в 2009 году - 9,5 %, в 2010 году -9,0 %, в 2011 году, прогнозно, составит 8,0 %.

В 2010 году в экономике области наблюдаются положительные тенденции. Если к концу 2009 года валовой региональный продукт в сопоставимой оценке составил 90,9 % к уровню 2008 года, то в текущем году, по оценке, увеличится к показателю предыдущего года на 5 %, в 2011 году относительно 2010 года - на 4,6 % .

Индексы объема промышленного производства, составляют, соответственно, 72, 116, 104,4 %.

В 2009 году объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в сопоставимой оценке увеличился к уровню 2008 года на 0,9 %. Несмотря на критические климатические условия 2010 года рост составил 100,5 %. Прогнозно, в 2011 году показатель увеличится к предыдущему периоду на 27,3 %.

Несмотря на значительное снижение в 2008-2009 годах деловой активности строительных организаций, в текущем году объем выполненных работ в сопоставимых ценах превысит уровень 2009 года на 3,1 %. В 2011 году этот показатель будет выше чем в 2010 году на 3,6 %.

В 2009 году оборот розничной торговли снизился к предыдущему году на 8,4 %, оборот общественного питания - на 13,9 %.

Рост реальных денежных доходов населения, реализация мероприятий по повышению эффективности товаропроводящей системы области в 2010 году позитивно сказались на развитии потребительского рынка области. По сравнению с 2009 годом показатели увеличились, соответственно, на 13 и 2%.

В 2009 году влияние кризиса негативно сказалось на инвестиционных процессах. На развитие экономики и социальной сферы предприятиями использовано 19,9 млрд руб. инвестиций в основной капитал, что составляет в сопоставимых ценах 76,6 % к уровню 2008 года. В 2010 году результатом принятых мер по улучшению инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности области стала положительная динамика инвестиционной активности организаций. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования ожидается на уровне 21 млрд руб., что составляет в сопоставимых ценах 102,1 % к уровню 2009 года.

В 2011 году на развитие экономики области планируется направить 23,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 8,3 % больше, чем в 2010 году.

В ходе реализации в 2011 году инновационно-инвестиционных программ (проектов) будет введено в действие почти 2,4 тыс. новых рабочих мест, из них 1,5 тыс. на предприятиях и в организациях областного центра. Основное число мест будет создано в строительстве - 57,3 %; на предприятиях обрабатывающих производств - 17,3 %, в сельском хозяйстве - 11,6 % (приложение 3 к программе).

Значительное число вводимых в эксплуатацию новых рабочих мест будет занято работниками, перемещенными с ликвидируемых неэффективных рабочих мест, при этом потребуется организация опережающего профессионального обучения и стажировки для 220 работников.

Влияние кризиса на экономику области, проявившееся в первую очередь в снижении экономической активности реального сектора экономики, негативно отразилось на состоянии занятости в 2009 году.

Численность занятых в экономике области граждан сократилась к показателю предыдущего года на 16,4 тыс. человек, до 391,1 тыс. человек.

Число работников, уволенных в связи с сокращением численности (штата) организации, достигло 7,5 тыс. человек (в 1,8 раза больше, чем в 2008 году). Среднегодовая численность не полностью занятых работников составила 12,3 тыс. человек.

В 2010 году показатель уменьшился на 7,6 тыс. человек, до 383,5 тыс. человек, в 2011 году, прогнозно, - до 380 тыс. человек.

В 2010 году результатом активизации производственной активности предприятий и организаций, реализации антикризисных мероприятий стало сокращение масштабов вынужденных увольнений до 3,5 тыс. человек, неполной занятости работников (в среднем в периоде) - до 6 тыс. человек.

В 2011 году, прогнозно, с предприятий и организаций будет уволено в связи с сокращением численности (штата) около 2 тыс. работников, в состоянии неполной занятости, в среднем в периоде, будут находиться до 3 тыс. работников.

В 2009 году число безработных граждан на региональном рынке труда увеличилось до 41,1 тыс. человек (против 25 тыс. человек в 2008 году). Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, составил 9,9 % (6 % в 2008 году).

В 2010 году показатель снизится до 38 тыс. человек, в 2011 году, прогнозно, - до 33 тыс. человек. Уровень общей безработицы составит, соответственно, 9, 2 и 8, 1 %.

В кризисных условиях 2009 года число граждан, обратившихся за государственными услугами в органы службы занятости населения области, достигло 123,6 тыс. человек (в 1,2 раза больше, чем в 2008 году), на учете в поиске работы состояло 42,4 тыс. человек (в 1,8 раза больше, чем в 2008 году).

Численность зарегистрированных безработных граждан увеличилась к показателю предыдущего года в 1,4 раза, до 27,7 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы на конец года составил 2 % (8,2 тыс. безработных граждан).

В 2010 году, по оценке, в органы службы занятости обратилось за получением услуг 100 тыс. человек, в поиске работы зарегистрировано 36,4 тыс. человек, статус безработного имели 26,1 тыс. человек.

Численность безработных граждан, состоявших на учете, снизилась к концу года до 6,6 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы -до 1,5 %. При этом в общем числе зарегистрированных безработных доля граждан, испытывающих трудности в поиске работы, увеличится до 47 %, против 45 % в 2009 году.

По прогнозу, в 2011 году значения показателей составят, соответственно, 100 тыс. человек, 28 тыс., 25 тыс. человек. Численность безработных, состоящих на учете, к концу периода не превысит 6 тыс. человек, уровень фиксированной безработицы — 1,4 %.

В 2009 году, в среднем, число постоянных вакансий, заявленных в органы службы занятости населения области, уменьшилось до 3,2 тыс. единиц (свыше 6 тыс. вакансий в 2008 году). Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда составил 3,9 граждан, зарегистрированных в поиске работы, на одно постоянное свободное рабочее место (против 1,2 человека - в 2008 году). В 2010 году среднегодовой размер спроса на постоянную рабочую силу на фиксированном рынке труда увеличился до 4,4 тыс. вакансий, коэффициент напряженности снизился до 2,7 граждан, зарегистрированных в поиске работы, на одну вакансию для постоянного трудоустройства.

В 2011 году, прогнозно, среднегодовая потребность в постоянной рабочей силе увеличится до 4,5 тыс. свободных рабочих мест, почти 70 % их числа будут заявлены предприятиями и организациями областного центра. Доля вакансий и свободных рабочих мест, предлагаемых

конкурентоспособным квалифицированным работникам, достигнет 60 % против 40 % в 2010 году. В связи с этим могут обостриться проблемы трудоустройства незанятых и безработных: выпускников образовательных учреждений, граждан, не имеющих опыта работы или длительное время не работающих, лиц предпенсионного возраста, инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, жителей сельских территорий области.

По результатам мониторинга и социологического обследования по вопросам организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, 210 женщин заявили о необходимости профессиональной подготовки и переподготовки для последующего трудоустройства. Основными профессиями (специальностями) подготовки, по мнению респондентов, должны быть: продавец-кассир, парикмахер, маникюрша, массажист, маляр-штукатур, повар-кондитер, портной, менеджер, секретарь-референт, пользователь ПЭВМ, бухгалтер (повышение квалификации - автоматизация бухучета).

С учетом приоритетов государственной политики занятости населения, в целях вывода с вредного производства женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, осуществлены мониторинг и социологическое обследование этой категории работников. По данным Орелстата на предприятиях и в организациях обрабатывающих производств области 4,5 тыс. женщин заняты в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, но относящимся к высокооплачиваемым вариантам работы, обеспеченным полным социальным пакетом.

Из 200 опрошенных работниц каждая пятая готова была пройти опережающее профессиональное обучение при условии гарантированного трудоустройства после его завершения на рабочее место, обеспеченное заработной платой не ниже той, которую они получали на прежнем месте работы. Однако это крайне затруднительно, так как число таких рабочих мест для женщин на производстве и на рынке труда области крайне ограничено. Такая ситуация снижает уровень мотивации работниц к обучению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»