Наименование программы | "Старшее поколение на 2011-2013 годы" (далее также - программа) |
Основание для разработки программы | Поручение Президента Российской Федерации Д. А. Медведева по итогам заседаний президиума Государственного совета Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П 12-8307 |
Заказчик программы | Правительство Орловской области |
Разработчик программы | Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области |
Руководитель программы | Руководитель Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области |
Ответственный исполнитель программы | Начальник управления социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области |
Цель и задачи программы | Целью программы является |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | 1. Численность пенсионеров и инвалидов, получивших различные виды социальной помощи в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения. |
Сроки реализации программы | 2011-2013 годь |
Объемы и источники финансирования | Областной бюджет — 18 793,0 тыс. рублей, в том числе (В редакции постановления Правительства Орловской области от 03.04.2014 N 79 ) : |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | 1. Повышение качества обслуживания граждан пожилого возраста, в том числе проживающих в бюджетных стационарных учреждениях социального обслуживания населения. |
населения Хотынецкого района". |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Программа разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации Д. А. Медведева по итогам заседаний президиума Государственного совета Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-Ш2-8307.
При разработке программы учитывались данные мониторингов положения пожилых граждан, материалы органов исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в подведомственную сферу деятельности.
Программа определяет основные направления осуществления государственной политики в сфере социальной поддержки пожилых граждан в регионе и направлена на развитие форм социального обслуживания населения, предоставления социальных услуг, снижение социальной напряженности среди пожилых людей.
На 1 января 2013 года на территории Орловской области проживает 775,8 тыс. человек, из них 206,2 тыс. человек стар]не трудоспособного возраста (26,6 %).
В области наблюдается устойчивая тенденция роста числа граждан пожилого возраста: 2008 год - 196,7 тыс. человек, 2009 год - 198,0 тыс. человек, 2010 год - 200,1 тыс. человек, 2011 год - 200,4 тыс. человек, 2012 год -203,4 тыс. человек, в том числе более 15 % составляют жители в возрасте от 80 лет и старше.
Возрастает потребность граждан пожилого возраста в получении социальных услуг и государственной социальной помощи.
Характерными чертами социально-экономического положения значительной части пожилых людей являются неустойчивое материальное положение, неспособность самостоятельно решить проблемы улучшения собственных жилищно-бытовых условий, низкая социальная активность, связанная с особенностью физического состояния - неудовлетворительным состоянием здоровья. Возможности пожилых людей по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.
Комплексные меры по снижению социальной напряженности и минимизации проблем пожилого населения Орловской области нашли отражение в реализации федерального и регионального законодательства в вопросах социального обслуживания граждан пожилого возраста.
В Орловской области функционирует 30 бюджетных учреждений социального обслуживания населения.
В их составе организована работа следующих отделений:
социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых обслуживается около 8,0 тыс. пожилых граждан;
специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживающих свыше 500 пенсионеров, имеющих группу инвалидности;
временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проживает около 700 одиноких пожилых граждан;
срочного социального обслуживания населения, в которых ежегодно получают различные виды социальной помощи и услуг свыше 47,0 тыс. человек, в том числе более 24,0 тыс. пенсионеров и инвалидов;
дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов, где более 2,0 тыс. пенсионеров занимаются в различных кружках по интересам.
В учреждениях ведется учет граждан пожилого возраста, нуждающихся в различных видах социальных услуг. При осуществлении данной работы специалисты учреждений взаимодействуют с главами муниципальных образований и сельских поселений.
В целях повышения качества и расширения спектра социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, учреждениями приобретаются оборудование, мебель, автотранспорт, оказывается материальная помощь на первоочередные нужды.
Вместе с тем по области растет число граждан пожилого возраста, относящихся к категории одиноких или одиноко проживающих, малообеспеченных граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи и социальных услугах.
В настоящее время актуальными остаются вопросы открытия новых и укрепления материально-технической базы существующих учреждений, создания для пожилых людей более комфортных условий проживания, обслуживания, предоставления услуг медико-социальной, реабилитационной, социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
С учетом изменения функциональных возможностей гражданам старшего поколения присущи: утрата привычного социального статуса, неустойчивое материальное положение, ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию. В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Большинство из них не может самостоятельно разрешить свои проблемы. В настоящее время для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, возрастают социальные и экономические издержки, снижается надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие пожилые люди и пожилые супружеские пары.
Потребность в различных видах социального обслуживания испытывают 80 % нетрудоспособных пожилых людей, более 30 % нуждаются в постоянной посторонней помощи и социально-медицинских услугах. Количество обращающихся за социальной помощью пожилых граждан ежегодно увеличивается.
Проблема одинокой старости приобрела массовый характер.
Блок обязательств бюджетных учреждений социального обслуживания населения связан с обслуживанием нуждающихся в постоянном уходе одиноких пожилых людей. В большинстве случаев именно на одиночество жалуются пожилые люди (чаще, чем на болезнь или недостаточный уровень пенсионного обеспечения).