КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2006 года N 153
О НОВОЙ РЕДАКЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА"
{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 01.11.2013 N 374; RU57000201300832}
В целях успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить новую редакцию областной целевой программы "Социальное развитие села Орловской области до 2010 года" (приложение).
2. Направить указанную программу Губернатору Орловской области для рассмотрения и принятия решения о ее внесении в Орловский областной Совет народных депутатов в качестве законодательной инициативы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора и Председателя Коллегии области В.А. Кочуева.
Председатель Коллегии
Е.С. Строев
Приложение
к постановлению
Коллегии области
от 31 июля 2006 г. N 153
ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Внести в статью 1 Закона Орловской области от 30 декабря 2004 года N 477-0З "Об областной целевой программе "Социальное развитие села Орловской области до 2010 года" (Собрание нормативных правовых актов Орловской области. 2005. Вып. 25 С. 423) изменение, изложив областную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" в следующей редакции:
Наименование программы | областнаяцелеваяпрограмма"СОЦИАЛЬНОЕРАЗВИТИЕСЕЛА ОРЛОВСКОЙОБЛАСТИДОГОДА" |
Основание для разработки программы | РаспоряжениеКоллегииадминистрацииОрловскойобластиN отг |
Заказчик | ГубернаторОрловскойобласти |
Основной | ДепартаментаграрнойполитикииприродопользованияОрловской области |
Цель программы | развитиесоциальнойсферыиинженернойинфраструктуры районовобластисозданиеправовыхиэкономическихусловийдля переходакустойчивомусоциальноэкономическомуразвитию сельскихрайоновобластирасширениерынкатрудавсельской местностииобеспечениеегопривлекательностисозданиеоснов дляповышенияпрестижностипроживаниявсельскойместности |
Сроки | этапгоды |
Основные | |
Исполнители мероприятий программы | |
Объем и источники финансирования программы | |
Ожидаемые результаты | улучшитьснабжениесельскихпотребителейэлектроэнергией |
Площадь Орловской области составляет 24,7 тыс. кв. км, численность населения по состоянию на 1 января 2004 г. 850,0 тыс. человек, из них в сельской местности проживает 307,8 тыс. человек или 36,2%. Плотность населения 34,4 человек на кв. км (27 место по Российской Федерации и 14 - по Центральному Федеральному округу).
Природно-климатические условия Орловской области благоприятны для развития сельского хозяйства, область производит 1,3% валовой продукции сельского хозяйства по Российской Федерации и 5,7% - по Центральному Федеральному округу.
Сельское хозяйство является составной частью экономики региона. Здесь сконцентрированы 9,8% основных производственных фондов, производится около 18,0% валового регионального продукта, доля поступления налогов от сельскохозяйственных организаций составляет 0,8%.
Выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельскохозяйственными производителями (сельскохозяйственные организации, личные подсобные хозяйства граждан, крестьянские (фермерские) хозяйства) в 2003 году составил 13,3 млрд. рублей. На долю личных подсобных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 56,9% производства мяса, 45,2% - молока, 63,7% - яиц, 97,4% - валового сбора картофеля, 88,5% - овощей.
По сравнению с 2002 годом увеличился индекс физического объема сельскохозяйственного производства на 0,9%, выпуск продукции пищевыми и перерабатывающими организациями на 25%.
Динамика объема продукции сельского хозяйства в Орловской области (в организациях всех категорий)
(млн. рублей)
г | г | г | г | г | г | |
Продукциясельского хозяйства | ||||||
Вфактическихценах | ||||||
Вкпредыдущему году | ||||||
втомчисле | ||||||
Растениеводство | ||||||
Животноводство |
В сельском хозяйстве около 73% сельскохозяйственных угодий находятся в частной собственности. На начало 2003 года в области осуществляют деятельность 248 сельскохозяйственных организации, имеющих 1623,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 12 государственных и муниципальных предприятия.
Функционируют 1436 крестьянских (фермерских) хозяйств, за которыми закреплено 142,4 тыс. га земель. Развитие фермерского движения дает возможность наиболее активной части сельского населения реализовывать свои предпринимательские способности.
В собственности граждан находится 1411,3 тыс. га, или 73% всех сельскохозяйственных угодий области, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства -82,8 тыс. га на 149 тыс. семей. Земельные участки, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в собственности граждан, на 93% (1319,1 тыс. га) состоят из долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе невостребованных (207,3 тыс. га). Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения сельскохозяйственными продуктами, способствовало сохранению социальной стабильности на селе.
В 2003 году крупные и средние сельскохозяйственные организации области получили прибыль в размере 397,2 млн. рублей, уровень рентабельности составил 9%. Количество прибыльных сельскохозяйственных организаций увеличилось с 88 в 1997 году до 198 а 2003 году (74% от общего количества сельскохозяйственных организаций).
В 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличилось производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств : сахарной свеклы -42%, картофеля - 33,6%, овощей открытого грунта - 22%. Доля области в производстве зерна в целом по России составляет 2,3%, Центральному Федеральному округу -111,9%, картофеля соответственно - 2,4% и 7,6%.
Производство продуктов животноводства (кроме шерсти) в 2003 году по сравнению с 2002 годом во всех категориях хозяйств увеличилось. И это произошло в основном за счет роста продуктивности. Так, среднегодовой надой молока на корову составил 3099 кг, что на 195 кг выше урожая 2002 года, среднегодовая яйценоскость кур-несушек составила 233 штуки против 227 в предыдущем году. В сельскохозяйственных организациях повысилась среднесуточные привесы молодняка.
Увеличение производства продуктов животноводства привело к росту их потребления на душу населения. Потребление на душу населения мяса в 2003 году составило 80кг- на 12 кг больше, чем в 200 году, молока и молочных продуктов - 232 кг (больше на 7 кг), яиц - 258 штук (больше на 12 штук).
Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий.
Стержнем развития сельских территорий должно стать формирование необходимой системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности для сельскохозяйственного товаропроизводителя, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села.
В целях социальной защиты населения необходимо усилить роль государства в области социального развития районов Орловской области, что предполагает существенную корректировку всей аграрной политики в целях поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя и увеличения государственного финансирования социальных программ на селе.
К началу 2004 года в сфере социального и инженерного обустройства села сложилась следующая ситуация.
В Орловской области наблюдается сокращение сельского населения с 339,0 тыс. человек (1990 г.) до 307,8 тыс. человек (начало 2004 г.).
На начало 2004 г. экономически активная часть сельского населения 134,7 тыс. человек, безработных - 9,5 тыс. человек, пенсионеров - 128,6 тыс. человек.
За последние десять лет сократилось число сельских населенных пунктов на 21 (с 3075 в 1990 г. до 3054 в 2003 г.), из них в 1792 населенных пунктах проживает от 6 до 100 человек, в 703 населенных пунктах - от 101 до 3000 человек и только в 1 населенном пункте проживает до 5000 человек.
92% сельского жилого фонда находится в частном секторе, который не имеет элементарных коммунальных удобств за исключением газоснабжения, а 8 % жилого фонда составляет государственное, муниципальное, общественное и коллективное жилье, которое обеспечено водопроводом - 43%, канализацией - 39%, центральным отоплением - 65%, ваннами - 30%, газом - 88%, горячим водоснабжением - 30% и напольными электроплитами - 0,2%.
В среднем по Орловской области на 3054 сельских поселений приходится 485школ, 160 детских дошкольных учреждений, 519 клубов, т.е. на 100 сельских поселений по Орловской области приходится 16 школ против 32 школ в среднем по России, 5 детских учреждений против 26, 17 клубов против 42.
Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10 - 20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально - экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Благоустроенные населенные пункты в селе сократились. Если в 1990 году было обеспечено водопроводом 1445 населенных пунктов, то в 2003 году 1260, канализацией - в 1990 году 167 населенных пунктов, в 2003 году - 144.
За последние годы число лечебных учреждений (оказывающих стационарную помощь) в сельской местности сокращается, так с 2000 г. их количество уменьшилось с 48 до 37 в 2003 году. Обеспеченность больничными койками на 10 000 населения в среднем по Орловской области в 1990 г. - 141,7 коек (в сельской местности -104 коек), в 2003 г. - 115,5 коек (в сельской местности - 72,3 койки). Так практически во всех ЦРБ на одну койку приходится 3,5 - 4 кв.м при норме не менее 7 кв.м, но особенно сложное положение создалось в Троснянской, Краснозоренской, Знаменской, Сосковской, Корсаковской, Волховской ЦРБ, где на одну койку приходится даже менее 3 кв. м. Все это происходит при стабильной тенденции к росту госпитализации от 18,9 в 2000 году до 21,5 на 100 человек в 2003 году и устойчивым ростом общей заболеваемости взрослого населения с 1293,9 в 2000 г. до 1337,5 на 1000 населения в 2003 г.
Обеспеченность врачами всех специальностей на 10 000 человек в1990 г. -33,8, в сельской местности - 17,7, а в 2003 г. - 37,6, в сельской местности - 17,0.
Сеть физкультурно - оздоровительных и спортивных сооружений сократилась.
Сеть дошкольных образовательных учреждений в Орловской области по сравнению с 1990 годом сократилась на 62 процентов.
Сельских общеобразовательных школ в области 485, из них 135 школам требуется капитальный ремонт, 20 школ находится в аварийном состоянии. Школ, имеющих все виды благоустройства - 276, имеющих водопровод - 351, центральное отопление - 443, канализацию - 281.
В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.
За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1990 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составил 1933 человека, то в 2003 году - только 1500 человек.
За последнее десятилетие число клубов и домов культуры сократилось с 720 (1990 г.) до 500 (2003 г.), киноустановок с 532 (1990 г.) до 16 (2003 г.), библиотек - с 471 (1990 г.) до 446 (2003) г. Библиотечный фонд составляет 3,5 млн. экземпляров. В ряде сельских районов кинопоказ полностью прекращен.
Учреждения культуры на селе испытывают потребность в квалифицированных кадрах. специалистах, владеющих основами менеджмента, маркетинга, компьютерными технологиями. Удельный вес штатных работников культуры с высшим и средним образованием составляет: библиотекарей - 83,7%, клубных работников - 73%, преподавателей школ дополнительного образования -100%.
В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 44,1 процента. Осталось менее половины организаций общественного питания по сравнению с 1990 годом.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть организаций бытового обслуживания.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20 - 25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год.
За период с 1997 г. по 20003 г. введено в действие в сельской местности 5039 км межпоселковых и распределительных газопроводов. Жилой фонд в сельской местности газифицирован на 88 процента.
Централизованное водоснабжение существует в 1260 сельских поселений, где проживает 43 процента сельского населения Орловской области. С 1991 г. по 1999 г. введено в действие водопроводных сетей протяженностью 87,8 км, в 2000 г. не проложено ни одного километра водопровода. Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно. Сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля. Сельские телефонные станции используются на 78 процента. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях имеет 41,9 тыс. номеров.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово - бытового и других видов сервиса.
Из-за бездорожья сельские поселения остаются без автобусного сообщения.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.