Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 13.10.2014)

11.1. Возможные варианты (сценарии) развития промышленного комплекса Орловской области


Существует три возможных варианта (сценария) развития промышленного комплекса Орловской области.

Традиционный вариант предполагает расширение производства в тех видах деятельности, на которых традиционно специализируется область, на базе существующих технологий, с помощью процесса поиска новых рынков сбыта. Ресурсы при развитии по традиционному пути будут определяться в сфере организации производства, менеджмента и маркетинговой политики. Препятствием на этом пути явятся сохранение и поддержание конкурентоспособности продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Этот тип развития приведет к замедлению экономического развития (падению объема инвестиций вследствие низкой потребности в новом строительстве, росту износа основных фондов и т.д.) и нарастанию негативных тенденций в социальной сфере.

Традиционный путь развития при сложившейся экономической структуре и специализации промышленности означает стагнацию экономики и оттеснение Орловской области в разряд периферийных регионов с низким уровнем жизни населения.

Традиционный вариант соответствует пессимистическому сценарию развития промышленного комплекса.

Возможности выхода из такой ситуации открывает переход к модернизационному типу развития.

Модернизационный вариант развития характеризуется диверсификацией традиционной экономической базы путем развития производств, выпускающих конечную продукцию, особенно в машиностроении. При этом увеличение числа организаций конечных стадий технологического процесса предполагает наличие высокой конкурентоспособности производимых изделий, что в свою очередь потребует значительных частных инвестиций (при высоком инвестиционном риске) вследствие необходимости поддержания постоянной конкурентоспособности продукции на рынке с российскими и иностранными аналогами.

Модернизационный вариант соответствует реалистическому сценарию развития промышленного комплекса.

Наиболее перспективным выходом из сложившейся социально-экономической ситуации является ввод инновационной составляющей в модернизационный процесс и постепенный переход к инновационному типу развития.

Инновационный вариант развития области предполагает наличие следующих необходимых факторов:

рост инновационного спроса (наличие сфер деятельности, которые являются потребителями инновационных продуктов);

развитие инновационной инфраструктуры (специализированные предприятия и организации, обеспечивающие организационно-финансовые, информационные, патентно-лицензионные, маркетинговые и иные условия осуществления инновационной деятельности);

создание базы генерирования инновационных продуктов (информационной, кадровой, образовательной, научной и внедренческой);

разработка системы мер приоритетной поддержки инновационной деятельности;

обеспечение необходимых объемов финансирования.

Инновационный вариант соответствует оптимистическому сценарию развития промышленного комплекса.

В качестве основных возможных рисков, которые могут оказать негативное влияние на реализацию Концепции в долгосрочной перспективе, рассматриваются:

1) цикличный характер возникновения кризисных явлений в мировой и отечественной экономике, следствием которых могут являться:

рост тарифов и цен на поставку энергоресурсов, сырья и материалов, комплектующих изделий, увеличение вероятности недопоставок;

увеличение налоговых платежей;

сокращение спроса со стороны покупателей промышленной продукции, приводящее к сокращению масштабов производства и потере внутреннего и внешнего рынков, увеличение вероятности неполной оплаты и неплатежей, как следствие - рост числа убыточных организаций;

кризисные явления в банковском секторе, включая увеличение процентной ставки за пользование кредитами;

дефицит кадров промышленности из-за массового увольнения работников организаций в связи с вышеуказанными явлениями;

2) возможные изменения порядка и объемов бюджетного финансирования областных программ;

(в ред. Закона Орловской области от 13.10.2014 N 1669-ОЗ)

3) изменение нормативно-правового регулирования промышленной и предпринимательской деятельности в Российской Федерации, в том числе в связи с вступлением России в ВТО.

Степень влияния указанных рисков на процесс реализации Концепции принимается для: реалистического сценария - средняя, оптимистического сценария - низкая, пессимистического сценария - высокая.

Реализация Концепции по пессимистическому сценарию предполагает достижение следующих результатов: