Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2009 года N 124

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ, В УСЛОВИЯХ ПРИНЯТИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009-2010 ГОДЫ

(В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2010 г. N 319)

{Утратил силу: постановление Правительства Орловской области от 06.08.2013 N 258; НГР: RU57000201300550}

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 02.09.2010 г. N 319; НГР: ru57000201000393}

В целях повышения эффективности деятельности по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних, социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и в рамках взаимодействия с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Правительство Орловской области постановляет:

Утвердить программу профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в условиях принятия антикризисных мер в Орловской области в 2009-2010 годах согласно приложению 1 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2010 г. N 319).

Председатель Правительства

Орловской области

А.П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 12 августа 2009 г. N 124

Программа профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в условиях принятия антикризисных мер в Орловской области в 2009-2010 годах

(В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2010 г. N 319)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Программа профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в условиях принятия антикризисных мер в Орловской области в 2009-2010 годах (далее программа) (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2010 г. N 319 )

Основание для разработки программы

Письмо Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации от 11 июня 2009 года N 326 - МГ

Орган управления программой

Департамент образования, культуры и спорта Орловской области

Основные разработчики программы

Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Орловской области, Управление федеральной службой исполнения наказаний по Орловской области, Российская общественная организация "Центр содействия реформе уголовного правосудия", Орловская областная молодежная общественная организация "Орловская студенческая община"

Координатор программы

Департамент образования, культуры и спорта Орловской области

Основные исполнители программы

Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области;
ФБУ Шаховская воспитательная колония;
Российскаяобщественная организация "Центр содействия реформе уголовного правосудия";
Орловская областная молодежная общественная организация "Орловская студенческая община"

Сроки реализации программы

2009-2010 годы (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2010 г. N 319 )

Цели программы

профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних;

 социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом в условиях преодоления экономического кризиса

Задачи программы

развитие системы служб (государственных и негосударственных) по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом;

 внедрение технологий социального сопровождения разных категорий несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

Целевая группа

несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав области;

 несовершеннолетние, принявшие участие в совершении преступлений;

 не совершеннолетние, осужденные за совершение преступлений к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

 несовершеннолетние, вернувшиеся из мест лишения свободы после отбытия наказания;

 несовершеннолетние правонарушители, вернувшиеся из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

 несовершеннолетние, совершившие преступления до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности

Количественные и качественные показатели целевой группы

снижение количества несовершеннолетних, из числа ранее судимых, принявших участие в совершении преступлений;

 внедрение и совершенствование практики примирения в воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями в местах лишения свободы с целью формирования у воспитанников навыков разрешения конфликтных ситуаций, недопущения фактов совершения преступлений несовершеннолетними, вернувшимися из мест лишения свободы;

 повышение профессионального уровня представителей судебной системы и прокуратуры в рамках реализации элементов ювенального правосудия;

 обеспечение деятельности службы ювенального сопровождения несовершеннолетних;

 улучшение материально - технической базы Шаховской воспитательной колонии

Перечень основных мероприятий программы

В рамках программы предусматривается реализация следующих мероприятий:
 1) формирование и совершенствование
 службы ювенального сопровождения несовершеннолетних, межведомственный семинар для работников судебной системы, прокуратуры
 "Социально - ювенальное проектирование",
 2) внедрение и совершенствование практик
 примирения в воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями в местах лишения свободы, развитие института приемных семей для несовершеннолетних правонарушителей;

 3) внедрение технологий социального сопровождения разных категорий несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

Общий объём и источники финансирования программы

Общий объем финансирования Програ ммы в 2009 году - 7 млн. 474 тысячи рублей, в том числе:
 за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 3 млн. 797 тысяч рублей (в рамках соглашения о выделении денежных средств в виде гранта);

 за счет средств внебюджетных источников - 3 млн. 797 тысяч рублей (в рамках соглашений с исполнителями программы)
 Общий объем финансирования Программы в 2010 году - 7 млн 188 тысяч 755 рублей, в том числе:
 за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 2 млн 168 тысяч 570 рублей (в рамках соглашения о выделении денежных средств в виде гранта);

 за счет средств федерального бюджета - 1 млн 160 тысяч 190 рублей (в рамках соглашения с исполнителями программы);

 за счет средств внебюджетных источников - 4 млн 890 тысяч 185 рублей (в рамках соглашения с исполнителями программы)
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2010 г. N 319 ).

Ожидаемые результаты реализации программы

Преодоление негативных тенденций роста рецидивной преступности и правонарушений в среде несовершеннолетних, увеличение на 20% количества осужденных несовершеннолетних, вовлеченных в процесс ресоциализации, увеличение на 15% несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, повысивших свою конкурентоспособность на рынке труда, улучшение материально -технической базы Шаховской воспитательной колонии

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом


По состоянию на 1 января 2009 года в Орловской области проживает 146 тысяч несовершеннолетних. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (3340 человек), дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (74 777 человек), в социально опасном положении (2827 человек). Ежегодно в органы внутренних дел области за совершение различных правонарушений доставляется от 1000 до 1143 несовершеннолетних (2008 г. - 1143, 2007 г. -1022, 2006 г. - 1124 подростка). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

Основными причинами совершения подростками правонарушений и преступлений является их низкий уровень нравственного развития, неприспособленность к современным условия жизни, сокращение досуговой базы, просчеты в семейном и школьном воспитании, а также бытовые трудности.

В 2008 году на 8,5% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием. Подростками в области в прошедшем году совершено 701 преступление, в 2007 г. - 766, в 2006 г. - 767 преступлений. На 9,4% уменьшилось число несовершеннолетних, принявших участие в совершении преступлений (в 2006 г.-694, в 2007 г. - 669, в 2008 г. 800 подростков). На 12,9% уменьшилось количество несовершеннолетних, из числа ранее судимых, совершивших повторные преступления. В 2008 году в Орловской области 54 ранее судимых несовершеннолетних приняли участие в совершении повторных преступлений, в 2007 г.-62, в 2006 г.-85. В прошедшем году судами области за совершение преступлений к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, было осуждено 295 несовершеннолетних, в 2007 г.- 306, в 2006 г. - 379. Из воспитательной колонии, расположенной на территории области, ежегодно возвращается до 5 несовершеннолетних, отбывших наказание за совершение преступлений (2008 г.-З, 2007 г.-4, 2006 г.-5). В области отмечается снижение количества несовершеннолетних, принявших участие в совершении преступлений до достижения возраста уголовной ответственности (в 2008 г. 93 подростка, 2007 г.-110, 2006 г.-111).

Наиболее незащищенными и уязвимыми в социальной среде являются подростки, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний России. В последние годы в воспитательную колонию стали поступать 16-летние нравственно запущенные подростки, каждый десятый - сирота или оставшийся без попечения родителей, 80% осужденных из неблагополучных или неполных семей. В основном осужденные воспитывались в семьях, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем, вели аморальный образ жизни, имели жилищные проблемы, неудовлетворительное материальное положение. Растет доля лиц, больных алкоголизмом и наркоманией, с каждым годом увеличивается количество ВИЧ - инфицированных.

В настоящее время в ФБУ Шаховская воспитательная колония УФСИН России по Орловской области средний возраст осужденных составляет 16 -17 лет (62,3%). Основную долю (42%) составляют несовершеннолетние, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. Количество осужденных, отбывающих наказание за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 12%, за разбойное нападение - 28%, за кражу, грабежи-39% за изнасилование - 12 %, за иные преступления - 9%. Средний срок отбывания наказания несовершеннолетними составляет от 3 до 5 лет лишения свободы.

Принимая во внимание характеристики несовершеннолетних, перед администрацией воспитательной колонии стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но и оказать педагогическую, психологическую и социальную помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Только при этих условиях воспитательная колония может эффективно решить поставленную социальную задачу - перевоспитать и провести социальную реабилитацию и адаптацию несовершеннолетнего к условиям жизни на свободе.

В области уже накоплен опыт работы по профилактике преступности и правонарушений среди несовершеннолетних: возрождают работу молодежные клубы, сложилась система организации полезной занятости подростков.

Вместе с тем, в области остается напряженной проблема трудоустройства несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, повышение их конкурентоспособности на рынке труда, организации работы по непрерывности социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, повышения эффективности координации усилий всех учреждений, призванных обеспечить социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом. Требуют решения вопросы развития негосударственных служб, общественных объединений по работе с детьми-правонарушителями, вовлечения их в организованные формы полезной занятости.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших региональных целевых программ, наличие нерешенных в рамках предыдущих целевых программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионе подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей и семей в рамках Программы. Основные направления деятельности по программе:

развитие системы служб по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом;

внедрение технологий социального сопровождения разных категорий несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Раздел II. Цель, задачи и сроки реализации региональной программы


Целью программы является профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в условиях преодоления экономического кризиса.

Программа предусматривает решение следующих задач:

развитие системы служб (государственных и негосударственных) по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом;

внедрение технологий социального сопровождения разных категорий несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Решение вышеперечисленных проблем по обеспечению профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних, в рамках реализации программного подхода.

Срок реализации Программы - 2009 - 2010 годы (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2010 г. N 319).

Раздел III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты Программой предусматривается реализация следующих мероприятий, представленных в приложении:


1) в рамках развития системы служб по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом, формирование и совершенствование службы ювенального сопровождения несовершеннолетних, межведомственный семинар для работников судебной системы, прокуратуры "Социально - ювенальное проектирование", внедрение и совершенствование практик примирения в воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями в местах лишения свободы, развитие института приемных семей для несовершеннолетних правонарушителей;

2) внедрение технологий социального сопровождения разных категорий несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Обеспечивается реализацией таких мероприятий как тренинги с воспитанниками колоний, развитие универсальных трудовых компетенций.

Конкретными исполнителями программных мероприятий являются:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области;

Российская общественная организация "Центр содействия реформе уголовного правосудия";

областная молодежная общественная организация "Орловская студенческая община".

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит достичь следующих результатов:

преодоление негативных тенденций роста рецидивной преступности и правонарушений в среде несовершеннолетних;

увеличение на 20% количества осужденных несовершеннолетних, вовлеченных в процесс ресоциализации;

увеличение на 15% несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, повысивших свою конкурентоспособность на рынке труда;

улучшение материально - технической базы Шаховской воспитательной колонии.

Принимаемые меры позволят обеспечить развитие способностей и позитивных интересов подростков, социально значимых качеств личности, повышения нравственного уровня, а также общественнополезную занятость, которая поможет предотвратить вовлечение несовершеннолетних в асоциальные группы и криминальные структуры.

Раздел IV. Управление региональной программой и контроль за ходом её реализации


Реализация мероприятий Программы в Орловской области осуществляется в рамках соглашений с исполнителями программы. Координатором Программы является Департамент образования, культуры и спорта Орловской области.

В ходе реализации Программы Департамент образования, культуры и спорта Орловской области:

осуществляет руководство и текущее управление Программой;

координирует деятельность исполнителей Программы;

разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы;

представляет Фонду отчёты об использовании финансовых средств и аналитические отчёты о ходе реализации программы по утверждённым Фондом формам;

уточняет механизм реализации Программы и затраты по мероприятиям Программы.

Координатор программы заключает с исполнителями ежегодные договоры и соглашения, обеспечивающие целевое и эффективное использование средств.

Договоры и соглашения с исполнителями предусматривают ежеквартальные письменные отчеты о результатах реализации предусмотренных программой мероприятий, а также составление итогового отчета по результатам года.

Координатор программы обеспечивает ежемесячный мониторинг осуществления исполнителями программных мероприятий, эффективности их реализации.

Также координатор программы осуществляет ежемесячный мониторинг достижения количественных и качественных показателей программы.

Исполнители программы в соответствии со сроками, установленными условиями соглашения, представляют Координатору программы отчёты об использовании финансовых средств и аналитические отчёты о ходе реализации мероприятий по утверждённым формам.

Раздел V. Ресурсное обеспечение программы


Основными ресурсами, которые будут использованы для выполнения программы, являются: исполнительно - распорядительная база региона, соответствующая квалификация и профессиональная компетенция специалистов, активность волонтеров общественных организаций, финансовое обеспечение программы.

Реализация на территории Орловской области ряда нормативных правовых актов, в том числе 9 областных комплексных программ, направленных на улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми, защиту прав детей, профилактику социального сиротства (в том числе законов Орловской области "О гарантиях прав ребенка в Орловской области", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области", "Об областной целевой программе "Дети Орловщины на 2007 - 2010 годы", "Об областной целевой программе "Молодежь Орловщины" на 2006 - 2010 годы" и др.) позволит обеспечить урегулирование возможных осложнений в ходе реализации программы.

Значительным ресурсом выполнения программы служат профессиональная деятельность 350 специалистов и участие более 100 волонтеров, обеспечивающих реализацию мероприятий, направленных на решение задач программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»