Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Ежегодно в Чувашской Республике в результате дорожно-транспортных происшествий (далее также - ДТП) погибают и получают ранения более 2,5 тыс. человек. На дорогах за последние 7 лет погибло 86 детей в возрасте до 16 лет, было ранено 1674 ребенка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2006–2012 годы составил более 5465 человек, социально-экономический ущерб – более 12 млрд. рублей.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию. Сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и т.д.) и, как следствие, сокращение демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетами социально-экономического развития Чувашской Республики в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
Одним из главных направлений демографической политики является снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Инструментом достижения целей демографической политики Чувашской Республики должна стать республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике в 2013-2020 годах" (далее – Программа).
В Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, одним из элементов которой также является обеспечение безопасности дорожного движения.
Результаты реализации республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике на 2006- 2012 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 августа 2006 г. N 219, свидетельствуют о том, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в республике в условиях значительного роста количества автотранспортных средств.
На сегодняшний день ситуация с аварийностью в Чувашской Республике характеризуется следующими показателями:
число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2012 году составило 265 человек, количество ДТП - 2060, социальный риск – 19,2 погибшего на 100 тыс. населения, транспортный риск – 9,9 погибшего на 10 тыс. транспортных средств;
около 60 процентов дорожно-транспортных происшествий в Чувашской Республике происходит на территории городов и других населенных пунктов, в них погибают более 30 процентов и получают ранения более 50 процентов от общего числа пострадавших;
основными видами дорожно-транспортных происшествий продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: наезд на пешехода (35,4 процента от всех ДТП и 35,5 процента погибших) и столкновение (38,4 процента от всех ДТП и 43 процента погибших);
свыше половины погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2012 году составили лица в возрасте 26-60 лет, из которых более половины – наиболее трудоспособного возраста (26–40 лет);
в 2012 году зарегистрировано 251 дорожно-транспортное происшествие с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет (12,2 процента от общего количества ДТП), в которых погибли 8 (рост на 33,3 процента к уровню 2011 года) и получили ранения 277 детей (рост на 10,8 процента к уровню 2011 года);
в 2012 году зарегистрировано 112 наездов на несовершеннолетних пешеходов, в результате которых погиб один ребенок и было ранено 111 детей. Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств, деревьев, сооружений - самые распространенные причины наездов на них. Каждое четвертое ДТП с участием детей совершено из-за нарушений детьми правил дорожного движения (26,7 процента);
наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит по причине нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств, при этом удельный вес таких дорожно-транспортных происшествий ежегодно возрастает (с 78,2 процента от общего количества ДТП в 2006 году до 86,2 процента в 2012 году); в таких дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают ранения подавляющее большинство пострадавших в результате ДТП (83 процента от общего числа погибших и 90,5 процента от общего числа раненых);
три четверти всех дорожно-транспортных происшествий по причине нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения связаны с водителями легковых автомобилей; каждое десятое дорожно-транспортное происшествие данной категории совершается водителями в состоянии алкогольного опьянения (10,3 процента, рост на 0,3 процента по сравнению с 2011 годом);
основной причиной почти каждого седьмого дорожно-транспортного происшествия, гибели каждого четвертого и ранения каждого седьмого участника дорожного движения являются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети (в 2012 году - 14,7 процента ДТП, 27,5 процента погибших, 14,9 процента раненых);
около 50 процентов летальных исходов при совершении дорожно-транспортных происшествий приходится на догоспитальный период;
примерно каждая четвертая технологическая операция при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий связана с оказанием первой помощи пострадавшим, каждая седьмая - с деблокированием и извлечением пострадавших из транспортных средств.
Из расчета прогнозных показателей аварийности следует, что при отказе от продолжения применения программно-целевого метода управления сферой обеспечения безопасности дорожного движения число погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2021 году достигнет 313 человек. Рост к аналогичному показателю 2012 года составит более 18 процентов. При этом социальный риск может возрасти с 19,2 до 22,9 погибшего на 100 тыс. населения, транспортный риск - с 9,9 до 10,6 погибшего на 10 тыс. транспортных средств, а тяжесть последствий – с 9,1 до 11,2 погибшего на 100 пострадавших.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода после 2012 года также могут стать:
разрозненные действия органов власти на всех уровнях управления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в области обеспечения безопасности дорожного движения;
невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей в данной сфере;
распыление бюджетных средств, отсутствие условий для привлечения внебюджетных средств в целях решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения;
отсутствие эффективных механизмов контроля за реализацией мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения в республике может свестись преимущественно к совершенствованию организационно-правовых основ деятельности в этой области, что обеспечит лишь локальную результативность в части снижения основных показателей аварийности.
Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечением снижения ее показателей, необходимы продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их финансирование.
Продолжение применения программно-целевого метода при решении указанных проблем позволит сохранить накопленный потенциал и привести к достижению целевого ориентира сокращения числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Чувашской Республике к 2021 году.
Основными причинами высокого уровня аварийности в Чувашской Республике являются: