Вопросы финансово-экономического обеспечения имеют основополагающее значение в осуществлении жилищной программы. Поэтому изыскание нетрадиционных путей и источников финансирования жилищного строительства является одним из главных направлений работы при реализации Программы.
Необходимо принять меры по обеспечению стабильного поступления бюджетных ассигнований из федерального, республиканского и местных бюджетов, что является важным элементом для привлечения на партнерских началах средств из внебюджетных источников. Активизация государственной инвестиционной деятельности позволит мобилизовать все источники финансирования - средства предприятий, коммерческих банков, оборот земли и недвижимости, сбережения граждан, иностранные инвестиции и другие резервы.
Получит развитие система адресных безвозмездных государственных субсидий для граждан на строительство и приобретение жилья, сочетание государственной поддержки с использованием механизма открытия гражданам в уполномоченных банках именных блокированных целевых счетов. Эффективность субсидий может быть значительно повышена при предоставлении их в сочетании с ипотечным кредитом на оставшуюся часть стоимости жилья, использованием объектов незавершенного жилищного строительства, накоплением средств при помощи жилищных бумаг или фондов развития жилищного строительства.
Политика развития жилищного кредитования, в том числе ипотечного, является важнейшим инструментом привлечения частных сбережений и инвестиций в жилищный сектор, стимулирования платежеспособного спроса.
До принятия федерального закона "Об ипотеке" на республиканском уровне будет рассмотрена возможность дополнительного регулирования вопросов, связанных с залоговым обеспечением кредита в форме земельного участка, строящегося жилья и других имущественных прав. Экономически эффективным механизмом участия государства в становлении системы жилищного ипотечного кредитования является поддержка формирования вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.
Для повышения доступности приобретения жилья для всех категорий граждан предусматривается развитие существующих и создание новых кредитных схем на срок от 10 до 25 лет. Это кредитование индивидуальных застройщиков в рамках федеральной целевой программы "Свой дом", привлечение под гарантии правительства кредитов международных финансовых организаций, создание государственного или внебюджетного фонда по поддержке сельского индивидуального строительства через выделение гражданам долгосрочных ссуд или строительных материалов на постройку дома и организацию возврата кредитных ресурсов сельскохозяйственной продукции из личных подсобных хозяйств граждан.
Получит дальнейшее развитие выпуск в обращение жилищных облигаций и сертификатов.
Одним из реальных и неотложных путей повышения эффективности капитальных вложений в жилищное строительство является проблема сокращения объемов незавершенного строительства. К началу 1998 года в Чувашской Республике в незавершенном строительстве находилось 1,1 млн. кв. метров жилья. Администрациям городов и районов необходимо вести реестры строящихся жилых домов всех форм собственности и передавать по конкурсу земельные участки с "долгостроями" инвестиционно активным инвесторам.
Главный ключевой вопрос проблемы финансирования жилищной сферы - определение экономически обоснованной стоимости строительства жилья. В целях снижения стоимости строительства, сокращения сроков возведения жилых домов необходимы проведение конкурсов на выполнение проектов жилища социального использования для выбора наиболее эффективных объемно-планировочных, конструктивных, технологических решений, организация подрядных конкурсов и торгов по выбору строительных организаций, обеспечение конкурсной или аукционной продажи земельных участков застройщикам для жилищного строительства, уменьшение затрат покупателей жилья путем переложения части единовременных затрат на формирование инфраструктуры в тарифы на коммунальные услуги, оплачиваемые населением при эксплуатации жилья, предоставление или продаже жилья гражданам (по их желанию) без чистовой отделки.
Повышение эффективности жилищного строительства непосредственно связано и зависит от направлений реформирования экономических отношений, организации функционирования всей системы инвестиционной деятельности.
Необходимо:
обеспечить повышение и дальнейший устойчивый рост инвестиционной активности в сфере материального производства;
создать свободное равноправное предпринимательство в сфере капитального строительства;
повысить роль и ответственность администраций городов и районов в решении вопросов экономического развития, социально-бытового и инженерного обустройства, экологического благополучия и других проблем, связанных с капитальным строительством на их территориях;
более активно вовлекать в инвестиционно-строительный процесс, кроме государственных, федеральных, муниципальных инвесторов и инвестиций, акционерные предприятия, частных и иностранных инвесторов, прямые инвестиционные вложения банков и другие финансовые структуры с преобладающим их значением в общем объеме инвестиций;
создать эффективно функционирующий рынок инвестиций на основе реформирования кредитной политики, экономического регулирования перелива капиталов, развития фондового рынка и рынка ценных бумаг;
создать эффективный земельный рынок на основе реформирования земельных отношений;
создать рынок инновационных технологий, научных и проектно -конструкторских разработок, проектной продукции;
создать рынок конкурентоспособной, относительно дешевой строительной продукции;
реформировать систему проектирования, как важную составляющую инвестиционно-строительной деятельности;
реформировать и изменить методологию и практику ценообразования на строительную продукцию;
реформировать хозяйственно-экономические отношения участников инвестиционно-строительной деятельности, демонополизировать их деятельность и одновременно развивать ассоциативность функционирования новых строительных образований, фирм, предприятий.
Важнейшим вопросом финансово-экономических аспектов Программы является совершенствование налоговой политики в жилищной сфере. Она будет осуществляться в рамках общей реформы налогового законодательства. Налоговые льготы получат коммерческие банки, активно участвующие в финансировании программ жилищного строительства, предприятия, улучшающие жилищные условия своим работникам за счет собственных средств, строительные организации, занятые на рынке жилья.